Конституционные основы земельного права, общие понятия, какой предмет оно изучает

В правовой системе РФ существуют отдельные отрасли. Конституция относится к одной из этих отраслей. Она является основной отраслью в национальной системе. Это право вытекает из демократичных побуждений государства, регулирует отношения между людьми, его положения нельзя нарушать, иначе последует государственное принуждение к их выполнению.

Все остальные отрасли права берут за основу конституционные нормы. В Конституции наиболее обширно раскрыты отношения между гражданами, которые контролируются правовыми нормами, объединенными воедино общими признаками, взаимосвязанными между собой.Конституционные основы земельного права, общие понятия, какой предмет оно изучает

Определение

Существование демократического государства без народовластия проблематично. Конституционное право служит законным гарантом того, что в стране не начнутся сдвиги в сторону тоталитаризма.

Оно является юридически зафиксированной основой демократии.

Представляет собой совокупность законодательных норм, способных контролировать общественную жизнь в аспекте деятельности государственной власти, а также местных органов управления.

Они контролируют соблюдение прав и свобод граждан. Про общественные отношения, как предмет Конституционного права расскажет этот материал.

Так как общество существует согласно определенному порядку, то, можно сказать, что конституционное право основано на добровольном согласии людей придерживаться каких-то ограничений их свобод для сохранности порядка во всем государстве.

Это право изучает роли и закономерности норм и правовых институтов и проверяет их эффективность в реальной жизни. Оно подсказывает способы повышения продуктивности работы правовых норм. С научной стороны эта отрасль права влияет на историческое формирование общества.

Предмет изучения

Им являются базовые отношения в обществе. Они выступают основой обширной и многогранной системы связей граждан.

Эти отношения связаны с функционированием и организацией общества, а также механизмом, который поддерживает целостность и жизнедеятельность общества.

Конституционное право направлено на регулировку отношений между государством и человеком, а также властью в стране и устройством государства. Про источники информационного права в РФ читайте тут.

Предметом его контроля выступают следующие виды отношений:

Политические

К ним относится публичная власть, которая выступает непосредственным объектом политических отношений. В основном конституция регулирует именно эти отношения. Власть дает возможность людям подчинять себе других людей, чтобы находящиеся при ней служащие не превышали своих полномочий, их действия следует контролировать. Отношения, возникшие в результате борьбы за власть.

Конституция регулирует, в каких рамках люди должны вести себя, чтобы заполучить власть. Это касается избирательного права каждого гражданина, проведения выборов и работы политических партий.

Государственные структуры принимают правовые акты и требуют их исполнения. Конституция выступает мерилом статуса этих органов, отношений между ними и распространения их влияния.

Если люди лишены власти, являются обычными гражданами, но у них есть свое видение обстановки в стране, то они могут выходить на демонстрации и митинги, регулировать деятельность общественных организаций. Защищать свои интересы обращаясь в государственные органы правопорядка. При этом их целью не является получение власти, они, таким образом, вправе отстаивать свои права и свободы.

Личные отношения граждан

Любой человек должен соблюдать неприкосновенность семейных устоев других членов общества.

То есть личная жизнь каждого гражданина касается только его и не может поддаваться огласке, если только его действия не противоречат закону.

Вместе с тем Конституция и здесь контролирует личную жизнь граждан в вопросах брака и семейных обязанностей супругов и их ответственности перед своими детьми.

Социальные отношения

Они подразумевают защиту здоровья людей на государственном уровне, обеспечения граждан соцвыплатами, предусмотренными законодательством.

Государство берет на себя ответственность выплачивать определенные материальные пособия людям, которые в какой-то степени не могут обеспечивать себя, а также в качестве поощрения.

Например, при рождении нового члена общества – ребенка предусмотрена одноразовая выплата, а затем ежемесячная до определенного его возраста.

Экономические отношения

Они регулируют все материальные аспекты жизни граждан. К ним относятся вещи, собственность, работа и другие материальные блага, приобретенные гражданином в ходе жизни. Конституция выступает гарантом частной собственности и предусматривает наказание за посягательство на чужое имущество.

Культурно-духовные отношения

Конституционное право предоставляет свободу для решения вопросов в отношении религии, учебы, участия в культурных событиях страны. Государство должно сохранять духовное наследие страны и историко-культурные воспоминания.

Источники в РФ

Они расположены в зависимости от своей законодательной силы, между ними существует взаимосвязь, но соблюдается иерархия по значимости. К ним относятся следующие правовые акты:

  1. Конституция РФ. Этот учредительный документ принимается от имени народа или при его участии. Это высшая форма воплощения волеизъявления граждан страны. Конституционные нормы – главная основа в жизни общества, они выступают правовой базой для остальных законов. Конституция не должна соответствовать другим актам и документам. Этот документ обладает юридической силой на всей территории РФ.
  2. Законы. Их принимают законодательные органы власти, как на федеральном, так и на региональном уровне. Они являются правопреемниками конституции, но по своей юридической силе уступают главному правовому документу страны.
  3. Акты палат Федерального Собрания РФ. Они принимаются Государственной Думой. Порядок их принятия прописан в региональных уставах и конституциях.
  4. Указы Президента РФ и другие постановления, которые признаны нормативными.
  5. Акты, принятые органами местного самоуправления. В соответствии с конституцией РФ эти организации не входят в общую систему государственного влияния. Из-за этого их акты являются в чистом виде источниками конституционного правопорядка.
  6. Конституционно-правовые соглашения и договоры. Конституция предусматривает равенство сторон, заключивших соглашение.
  7. Международные права и договоры. По конституционным нормам международное право является составной частью законодательной системы РФ.
  8. Вердикты Конституционного Суда РФ по поводу федеральных законов, нормативных актов, принятых Президентом или Правительством РФ, а также палатами Федерального собрания. Они полноправные источники конституционного права, так как содержат специализированные нормы.

После всего вышеприведенного можно подвести итоги и обозначить, что конституционное право – система правовых норм, необходимых для полноценного существования общества на демократической основе. Становится ясно, что конституционным предметом регулирования и контроля являются общественные отношения, а источником правовых норм выступает сама Конституция РФ и ряд других нормативных актов.

Источник: https://RuleConsult.ru/tgp/ponyatiya/ponyatie-predmet-konstitucionnogo-prava.html

Система земельного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины

Земельное право занимает самостоятельное место в общей систе­ме права, поскольку оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений, т. е. земельных отношений. Оно имеет свой предмет и свои методы правового регулирования этих отношений.

Земельное право можно рассматривать в качестве

    1. отрасли права (отрасли законодательст­ва);
    2. правовой науки;
    3. учебной дисциплины.

Под системой отрасли права понимается упорядоченное внутреннее расчленение права на взаимосвязанные элементы (части) в рамках единства этих элементов.

Структурные элементы системы отрасли земельного права:

Предметом отрасли законодательства являются общественные от­ношения, регулируемые этим законодательством.

Как сложное явление социально-политической и экономической жизни общества, земельное право имеет определенную систему. Его первичным составным элементом служат правовые нормы. Пра­вовая норма — это правило поведения субъектов земельных отноше­ний, которым они должны руководствоваться, совершая свои дейст­вия и поступки, принимая ответственные решения.

Отдельные правовые нормы формируются в группы (блоки или звенья) норм, которые именуются правовыми институтами.

Нормы, составляющие правовой институт, регулируют не какие-либо отдель­ные действия, а цельную однородную общность земельных отноше­ний.

Так, например, правовой институт арендных земельных отноше­ний регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора, их ответст­венность за соблюдение договорной дисциплины и т. д.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из

    1. общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и
    2. особенной части, охватывающей нормы от­дельных разделов земельного права.

Общая часть земельного права

Общая часть земельного права включает такие правовые институты, которые содержат наиболее важные положения, определения и принципы, имеющие общее для всей отрасли значение. Эти институты оказывают решающее влияние на формирование содержания и состава институтов особенной части.

Правовые институты, составляющие общую часть земельного права:

    1. право собственности на землю;
    2. право пользования землей;
    3. право управления в области землепользования;
    4. землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования земли;
    5. государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли;
    6. правовой охраны земель, мелиорации, рекультивации и вос­производства плодородия угодий;
    7. правовое регулирование платы за землю.

Сложным является правовой инсти­тут юридической ответственности за нарушение земельного законода­тельства.

Особенная часть земельного права

Правовые институты особенной части подчинены ин­ститутам общей части, и их содержание касается определенно­го вида земельных отношений. Сфера их действия ограничена конкретной категорией земель, выделенной в зависимости от основного целевого назначения земель.

Читайте также:  Как стать участником программы молодая семья: кто имеет право в ней участвовать и как принять в ней участие

Правовые институты особенной части земельного права:

    • правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
    • правовой режим земель поселений;
    • правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специально­го назначения;
    • правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов;
    • правовой режим земель лесного фонда;
    • правовой режим земель водного фонда;
    • правовой режим земель запаса.

Подотрасли земельного права:

В состав земельного права входит несколько подотраслей. Правовой режим практически каж­дой категории земель охватывает соответствующую подотрасль земельного права.

Так, правовой режим земель поселений, кроме земельного права, определяется также градостроитель­ным правом; правовой режим земель промышленности, энер­гетики и т.д.

— в определенной мере горным правом; земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда — соответственно лесным правом; земель водного фонда — водным правом.

Система земельного права как науки

Наука земельного права представляет собой систему знаний, теоретических положений в области земельного права, и является составной частью системы юридических наук.

Наряду с изучением этой отрасли права, ее правовых институтов исследует в историческом развитии:

    1. фундаментальные понятия и катего­рии земельного права (предмет и метод науки, понятия земель­но-правовой нормы, субъекта земельного права, земельных отноше­ний, и т.д.);
    2. связи земельно­го права с другими отраслями права;
    3. перспективы его развития и как отрасли, и как законодательства, и как учебной дис­циплины.

Предметом науки земельного права является:

    • учение о праве;
    • разработка доктрины, кон­цепции земельного права;
    • изучение системы идей и взглядов по тем или иным проблемам этой отрасли науки.

Развитие теории земельно­го права — необходимое условие эффективности земельного законода­тельства. Отрасль законодательства, практика его применения ставит перед наукой земельного права конкретные задачи, успешное решение которых во многом зависит от уровня научной разработки правовых проблем.

Кроме того, система земельного права как науки включает в себя элементы научного познания земельных отношений:

    1. получение информации о предмете (на данном этапе собирается информация о правоприменительной практике, зарубежном регулировании отношений, а также сравнительном правоведении, исследуются история и динамика изменения законодательства, регулирующего земельные отношения);
    2. исследование предмета, которое включает в себя различные способы и методы научного познания после унификации понятийного аппарата земельного права. Унификация понятий имеет особое значение, т.к. информация, полученная на первом этапе из различных источников, оперирует различными терминами;
    3. внедрение результатов, полученных в процессе научно-исследовательской работы (как правило, такое внедрение осуществляется в форме законотворческой деятельности).

Земельное право как учебная дисциплина

Земельное право — учебная дисциплина во  многих высших учебных заведениях страны (часто в составе природоресурсного или экологического права).

Цель изучения земельного права:

    1. получение представле­ния о действующих нормативных правовых актах, регулирующих пред­мет земельного права;
    2. применение данных знаний в практической деятельности.

Поскольку отправной точкой к изучению дисциплины «Земельное право» является действующее российское законодательство, система земельного права как учебной дисциплины соответствует по структуре системе земельного права как отрасли права с привлечением сопутствующего правового материала гражданского, административно­го, экологического и другого законодательства с целью более углублен­ного изучения учебного курса программы обучения. Соответственно курс земельного права подразделяется на общую и особенную части, а изучаемый материал дожен быть сгруппирован в соответствии с основными правовыми институтами.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/sistema-zemelnogo-prava-kak-otrasli-prava-nauki-i-uchebnoy-distsiplini

Понятие, предмет, метод, система земельного права

Предметом земельно-правового регулирования являются не всякие отношения по поводу земли, а лишь те, которые имеют определенное экономическое содержание.

В этих отношениях земля выступает объектом собственности и пользования, служит всеобщим территориальным пространственным базисом производственно-хозяйственной, социальной деятельности, а в сельском и лесном хозяйстве главным средством и условием производства.

При всей множественности выполняемых землей экономических, социальных и иных функций ее объективные особенности предполагают необходимость комплексного, координированного правового регулирования земельных отношений.

Содержание земельных отношений зависит от видов и форм собственности на землю, проводимых в обществе экономических и социальных преобразований, конкретных целей, задач земельной политики.

Общая часть земельного права состоит из правовых институтов, содержащих нормативные положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, действие которых охватывает все или большинство видов земельных отношений и при этом она выражает общезначимые и основополагающие начала, принципиальные положения всего земельного правового регулирования. Исходя из содержания земельного законодательства, к общей части следует отнести институты: права собственности на землю; права землепользования; государственного управления земельным фондом; защиты права собственности и иных вещных прав на землю; юридической ответственности за земельные правонарушения; земельного процесса. Нормыинститутов общей части земельного права действуют напрямую либо опосредованно — через нормы институтов особенной части. Последними они конкретизируются,

  • детализируются с учетом специфики подлежащих регулированию вопросов земельных отношений.
  • Особенная часть земельного права состоит из институтов, определяющих правовой режим использования и охраны отдельных категорий земель. В соответствии с предусмотренными в законодательстве категориями земель, выделенными по их основному целевому назначению, особенная часть включает следующие институты,
  • определяющие правовой режим: земель сельскохозяйственного назначения; земель
  • населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного
  • несельскохозяйственного назначения; земель особо охраняемых природных территорий;
  • земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.
  • Институты особенной части отражают специфику, особенности правового регулирования отношений управления, использования и охраны земель каждой отдельной категории земельного фонда.
  • Методы земельного права: императивный метод характеризует регулирование земельных отношений на властно-императивных началах, когда юридическое воздействие исходит только сверху от государственных органов, положение субъектов определяется отношениями субординации, юридическим неравенством сторон.
  • Диспозитивный метод характеризуется определением лишь общих параметров
  • поведения участников земельных отношений, юридическим равенством сторон,
  • предоставлением им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои
  • взаимоотношения в рамках установленных пределов.
  • Метод земельного права содержится в самой нормативно- правовой системе, непосредственно определяет средства, способы и, наконец, саму возможность юридического воздействия на земельные отношения, представляет собой стержневой системообразующий элемент самого процесса правового регулирования, процесса упорядочения земельных отношений.
  • Система принципов земельного права обладает целым рядом регулятивно-
  • функциональных качеств: а) непосредственно регулирует земельные отношения; б)
  • выступает средством преодоления пробелов и противоречий при регулировании
  • конкретного земельного правоотношения; в) определяет основные направления, служит
  • ориентиром для нормотворчества и совершенствования правоприменения; г) обеспечивает
  • системность земельно-правового регулирования; д) служит правовым индикатором
  • соответствия земельной политики социально-экономическим интересам субъектов
  • земельных правоотношений. Анализ современного земельного законодательства
  • позволяет выделить следующую систему принципов:

Источник: https://ibrain.kz/osnovy-prava/ponyatie-predmet-metod-sistema-zemelnogo-prava

Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования

Земельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю, а также её межевания, особенностей гражданского оборота земли, ограничения по пользованию землей как уникальным природным объектом, а также деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования земли и ее охраны.

Земля Российской Федерации – это вся территория (поверхностный слой земной коры в пределах территории субъектов РФ, внутренних вод и территориального моря), на которой установлен свой земельный порядок.

Основу земельного права составляют: гражданское, административное и экологическое право. Земельное право рассматривается как самостоятельная отрасль системы российского права, которая имеет свой собственный предмет и специфические методы урегулирования общественных отношений.

  • Предмет земельного права — совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области управления, использования и охраны земель, урегулированных нормами земельного права.
  • Земельные правоотношения – общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами в отношении распределения, использования и охраны земель, которые регулируются нормами земельного права.
  • Метод земельного права — это совокупность юридических приемов и способов воздействия на участников земельных отношений. Методы земельного права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами – это административно-правовой метод и гражданско-правовой метод (метод дозволения):
  • ·                    административно-правового (организационного) воздействия – посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Характерными чертами этого метода регулирования является проявление отношений в системе «власти и подчинения»;
  • ·                    гражданско-правовой (деспозитивный) – определяет пределы поведения участников земельных отношений, предоставляя им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках этих пределов.

Для административно-правового метода регулирования общественных отношений характерно, как мы уже говорили, проявление «власти и подчинения». Участники таких отношений не равноправны, так как один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять.

Читайте также:  При каких условиях семье можно воспользоваться маткапиталом, если ребенку не исполнилось трех лет?

Административно-правовым методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые другие отношения (например в области государственного контроля за правильным использованием земель); при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования – в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес; при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве – опять-таки в той части, в какой органы землеустройства правомочны давать обязательные предписания землепользователям, при разрешении земельных споров и т.п.

Административно-правовой метод регулирования земельных отношений особенно сильно проявляется в случаях обнаружения нарушений земельного законодательства и при необходимости их предупреждения.

В основе административно-правового метода регулирования земельных отношений всегда присутствуют экономические расчеты и прогнозы (государственный план, проект, согласованный в надлежащем порядке и утвержденный компетентным государственным органом, экономические нормативы, обосновывающие принятие тех или иных решений).

Однако, следует иметь в виду, что административно-правовой метод распространяется не на все виды земельных отношений.

Так, на стадии предоставления государственной земли в пользование может применяться административный метод, но уже на следующей стадии – при внутрихозяйственном планировании использования земли – применение этого метода значительно ограничено, что видно на примере сельского хозяйства.

С одной стороны, контроль за правильным использованием земли в сельскохозяйственных организациях, колхозах, совхозах, арендных коллективах не может осуществляться при отсутствии у землеустроительной службы властных полномочий, с другой – эта служба не может руководствоваться в своей деятельности только методом администрирования, в том числе в области организации внутрихозяйственного использования земли. Землепользователи самостоятельно, без чьего-либо принуждения и администрирования вправе решать вопросы культуры и технологии земледелия, севооборотов, агромелиоративных мероприятий.

Новое законодательство расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие от административно-правового метода здесь применяется метод дозволения (гражданско-правовой).

Земельное право дает правомочие землепользователю свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя.

И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях, например при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв и т.п.

Чаще всего, в практике земельного права, используется смешанный метод, – в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях – администрирование. Примером сложного содержания метода земельных отношений является предоставление государственной земли на условиях аренды.

То есть, земля в этих случаях предоставляется на основании хозяйственного решения компетентного органа управления, затем заключается договор, который устанавливает права и обязанности участников арендных (договорных) отношений.

При этом если арендатор нарушает земельное законодательство, к нему применяется метод гражданско-правового воздействия, который не исключает судебного рассмотрения возникшего конфликта.

Итак, земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права, так как оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений.

Источник: https://moluch.ru/archive/60/4369/

Вопрос 1. Предмет, метод земельного права

Предмет земельного права

В 1917 г. земельное право стало выделяться как отдельная отрасль права.

Существуют различные точки зрения на предмет земельного права. Одна группа авторов, в частности Жариков, определяет предмет через перечисление отдельных видов отношений, оставляя денный перечень открытым.

Вторая группа авторов (Крастелев, Краснова) определяют предмет как волевые общественные отношения, возникающие по поводу земли, которые возможно и должно регулировать правовыми нормами.

Третья группа авторов, авторы которых ссылаются на легальное определение земельных отношений, ст. 3 ЗК определяет предмет как общественные отношения, возникающие в сфере охраны и использования земель.

Четвертая группа авторов устанавливает предмет через определение конкретных видов общественных отношений. Ерофеев говорит, что предмет – это отношения по владению, пользованию и распоряжению земельных участков и управлению земельной сферой.

Таким образом, предмет земельного права – это совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в сфере использования, управления, охраны земель, урегулированные нормами земельного права.

Земля и земельные участки может рассматриваться в различных аспектах:

  1.  это часть окружающей природной среды, существующей независимо от воли и сознания человека;
  2.  это основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории (в соответствии со ст. 9 Конституции);
  3.  это объект хозяйствования, средство производства (в этом аспекте земля рассматривается, когда используется плодородие земли);
  4.  это объект собственности, объект недвижимости;
  5.  это пространственный предел распространения политической власти государства;
  6.  это территориальная основа для размещения иных объектов, в том числе объектов недвижимости.
  • Конституционные основы земельного права.
  • Конституционные основы земельного права – это положения, содержащиеся в Конституции, закрепляющие основы регулирования земельных отношений.
  • Выделяют 3 группы таких норм:
  1.  положения, которые определяют правовой режим земельных участков (ст. 9 Конституции; ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с которой земельные участки могут находиться в различных формах собственности);
  2.  нормы, определяющие предметы ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ: к совместному ведению отнесены вопросы разграничения государственной собственности на землю; управление, распоряжение федеральной собственности на землю осуществляет Правительство РФ; в совместном ведении находятся вопросы владения, пользования и распоряжения земель);

конституционные положения, устанавливающие права граждан на землю (ст. 36 ч. 1 – граждане и их объединения могут иметь в частной собственности земельные участки; ст.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=34054

Тема 1. Общие положения земельного права Вопрос 1. Земельное право: понятие, предмет, метод.Вопрос 2. Принципы земельного права

Конституция РФ провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Фе­дерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9).

Земля в системе общественных отношений по своему социальному, экономическому, естественнонаучному значению и содержанию – это многосторонний объект земельных отношений.

3) объект недвижимости и гражданского оборота.

Функции земли как объекта природы и природного ресурса

Геополитическая функция земельная территория РФ определяет пределы распространения политического суверенитета государства, границы дна морей и океанов.
Социальная функция а) земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории; б) земля представляет собой составную часть социальных ценностей народов (особенно коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока), составной частью социальной инфраструктуры и культурно-эстетического достояния.
Экологическая функция земля выступает средством жизнеобеспечения, условием обеспечения живых организмов средой обитания, стимулятором роста растений и одновременно компонентом окружающей природной среды, составной частью глобальной экологической системы.
Экономико-производственная функция земля выступает в качестве средства производства и производительной силы в сельском и лесном хозяйстве.
Использование земли в качестве территориального (пространственного) базиса ограниченная земельная территория, предоставленная тому или иному субъекту, служит местом расположения производственных сооружений, жилых строений, железных и автомобильных дорог, объектов связи и т.д.
  • Земельное правосамостоятельная отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих земельные общественные отношения в целях обеспечения рационального ис­пользования и охраны земли, а также защиты земельных прав и предусмотренных законом земельных интересов граждан и юридических лиц.
  • Предмет земельного права – это общественные отношения, регулируемые земельным правом.
  • Земельные правоотношения характеризуются единством трех целей:
  • Виды земельных отношений:

1) вещные правоотношения – это отношения, в рамках которых субъекты владеют, пользуются и распоряжаются землей; основную роль в таких отношениях играет право собственности, на основе которого возникают производные права – сервитут, право пожизненного наследуемого владения и т.д.;

2) экономические земельные отношения складываются в сфере взимания земельного налога, арендной платы за пользование земельным участком, расчета нормативной цены земли и т.д.;

3) отношения, связанные с управлением земельными ресурсами предопределяют компетенцию различных органов власти в сфере земельных правоотношений;

4) договорные земельные отношения – это отношения, в которых земля выступает объектом различных договоров – купли-продажи, аренды, дарения и т.д.;

5) отношения в сфере использования земель, в процессе регулирования которых устанавливаются общие принципы землепользования, обязательные требования к использованию земельных участков, а при необходимости запреты и ограничения в целях обеспечения их рационального и эффективного использования;

5) отношения по защите земельных прав в случае их нарушения или оспаривания путем обращения в судебные органы;

6) организационно-правовые отношения – это отношения, связанные с проведением мероприятий по восстановлению нарушенных земельных участков, проведению работ по рекультивации и мелиорации земель и т.д.;

7) охранительные земельные отношения связаны с применением мер юридической ответственности, предусмотренных нормами земельного, гражданского, уголовного, административного и иных отраслей права.

Читайте также:  Как лучше подарить автомобиль дочери, где оформлять сделку?

Метод земельного права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется регулирование земельных отношений и воздействие на их субъектов.

Императивный метод регулирования земельных отношений при­меняется к отношениям, которые складываются в сфере государ­ственного управления землей (ведение государственного кадастра недвижимости, мониторинга земель, земельного контроля и т.д.), при обнаружении земельных правонарушений, при резервирова­нии или изъятии земель для публичных нужд, при установлении ограничений по использованию земель и т.д.

Диспозитивный метод регулирования земельных отношений основанна признании возможности инициативы и самостоятельности в выборе той или иной модели поведения участниками земельных отношений, а также на равноправии сторон. Он применяется, например, при осуществлении сделок с землей, а также при выборе правообладателем земельного участка варианта его разрешенного использования.

Вопрос 2. Принципы земельного права – это основные начала земельного права, руководящие идеи и положения, определяющие общую направленность и конкретное содержание правового регулирования отношений в данной сфере.

  1. 1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека – регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
  2. 2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества – владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
  3. 3) приоритет охраны жизни и здоровья человека – при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
  4. 4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю – граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
  5. 5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов – все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  6. 6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий – изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
  7. 7) платность использования земли – любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  8. 8) деление земель по целевому назначению на категории – правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
  9. 9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований – правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
  10. 10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель – при определении правового режима земель должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
  11. 11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан – регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Вопрос 4. Земли историко-культурного назначения

К землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов России (памятников исто­рии и культуры), в том числе объектов археологического наследия; достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; военных и гражданских захоронений.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России относятся объекты недвижимого имущества Е со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, I декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате ‘  исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и циви­лизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия подразделяются на памятники; ансамбли; достопримечательные места.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории уста­навливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта (ст. 34 Закона об объектах культурного наследия).

Это означает, что в пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель.

Использование земельных участков, не отнесенных к землям исто­рико-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки , в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия. В случае обнаружения на террито­рии, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов до включения данных объектов в реестр, а действие положений землеустроитель­ной, градостроительной и проектной документации, градострои­тельных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения соответствующих изменений.

Земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены испол­нителем работ в случае обнаружения объекта, обладающего при­знаками объекта культурного наследия, а сам исполнитель обязан проинформировать орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия об обнаруженном объекте.

В случае если собственник земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к его сохранению или совершает действия, угрожающие его сохранности и влекущие утрату им своего значения, уполномоченный орган публичной власти обращается в суд с иском об изъятии у собственника земельного участка.

При принятии судом такого решения соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает данный участок или организует его продажу с публичных торгов, а собственнику возмещается его стоимость (ст. 54 Закона об объектах культурного наследия).

Земельные участки, на которых расположены объекты культур­ного наследия, могут находиться в составе различных категорий и субкатегорий земель.

Например, в случае нахождения такого участка в границах населенных пунктов он может быть включен в терри­ториальную зону особо охраняемых территорий, однако действие градостроительных регламентов на такие земельные участки не распространяется (ч. 4 ст.

36 Градостроительного кодекса РФ), а их правовой режим определяется исключительно законодательством о культурном наследии. Не исключено и нахождение объекта куль­турного наследия в границах национального парка.

В этом случае при зонировании его территории выделяется функциональная зона охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обес­печиваются условия для их сохранения. Следовательно, земельный участок с объектом культурного наследия принадлежит к субкате­гории земель историко-культурного назначения, если находится за пределами населенных пунктов и не входит в состав других субка­тегорий земель особо охраняемых территорий и объектов.

Источник: http://u4isna5.ru/konspektlekcii/42-zemelnoepravo/180-tem1vopr1-2

Ссылка на основную публикацию