Решение жилищных проблем граждан: как государством осуществляется предоставление жилья собственникам взамен аварийного?

Процесс переселения собственников из ветхого и аварийного жилья является главенствующей задачей жилищной политики РФ.

Сегодня проблема расселения из подобных зданий и жилых объектов стоит достаточно остро, так как органы местного самоуправления не успевают в установленные сроки переселять граждан из непригодных к проживанию домов и коммунальных квартир, вследствие чего численность ветхого фонда растет и накапливается.Решение жилищных проблем граждан: как государством осуществляется предоставление жилья собственникам взамен аварийного?

Аварийное и ветхое жилье наносит урон внешнему облику городов и населенных пунктов, а также представляет зачастую серьезную угрозу для проживающих в нем людей.

Отсутствие необходимого ремонта десятилетиями, возложения этих обязанностей на самих жильцов и крайне медленные темпы переселения приводят к сложностям, спорам и разбирательствами сторон.

Что такое ветхое и аварийное жилье?

По причине частного использования данного термина на практике его определение можно найти в неофициальном документе — методических рекомендациях по содержанию и ремонту жилого фонда. В соответствии с ним «ветхое жилье» представляет собой жилое помещение с износом конструкции здания 65-70% (для деревянных и каменных построек соответственно).

Несмотря на такой существенный уровень износа, опасность обрушения отсутствует.

Принципиальное отличие ветхого жилья от аварийного заключается в том, что последнее имеет такие деформации, которые приводят или могут привести к обрушению. Поэтому проживание в таких помещениях опасно для здоровья и жизни людей. А в ветхом, даже учитывая высокую степень износа, можно проживать.

Откуда берется ветхий жилой фонд?

На протяжении многих лет, и даже десятилетий ситуация усугубляется отсутствием ремонта и нарушением всех сроков в проведении таких работ.

Соответственно, происходит постепенное наращивание проблемного жилого фонда при имеющейся непригодности жилья для безопасного проживания.

Действующие программы переселения федерального и региональных уровней помогают в некоторой степени решать проблему, но с очень низкой скоростью.

Современная ситуация в России

Президентом РФ было поручено переселить всех граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, в срок до 2017 года. Механизм начал работу: были дополнительно профинансированы государственные программы по расселению, составлены планы и очереди.

Но люди столкнулись с множеством серьезных проблем.

Решение жилищных проблем граждан: как государством осуществляется предоставление жилья собственникам взамен аварийного?Но куда большей бедой является существенный недостаток необходимых площадей под застройку. Выходом в данной ситуации стало многоэтажное строительство (более 20‒ти этажей).

При скученной застройке подобных микрорайонов возникают опять же новые проблемы: недостаточное количество парковочных мест, небольшие территории внутри дворов и недостаточность прилегающих объектов социальной и обслуживающей инфраструктуры.

В некоторых субъектах РФ законодательно установлено предоставление нового жилья строго по имеющей в собственности площади жилого помещения в ветхом доме, без учета принятых норм. К примеру, если человек имеет комнату 20 кв. м., то помещение такой же площадью он и получит, независимо от того, что в ней могут быть прописан кто-то еще.

Еще одним негативным моментов является недостаток финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию жилищных программ.

В настоящее время переселению принадлежит только жилье, которое было признано ветхим и аварийным до 01 января 2012 года. Все, что приобрело такой статус позднее, в государственную программу не включается. Индивидуальные случаи будут рассмотрены комиссией.

Порядок расселения из ветхого жилья и необходимые документы

Решение жилищных проблем граждан: как государством осуществляется предоставление жилья собственникам взамен аварийного?

  1. Обращаясь в эту комиссию, арендодатель или собственник помещения должен написать заявление о признании жилья непригодным для дальнейшего проживания.
  2. Альтернативным способом обращения в такую комиссию является заключение органа, правомочного осуществлять контроль и надзор за состояние жилых помещений и об их несоответствии установленным законом нормам.
  3. Помимо заявления комиссии предоставляются следующие документы:
  • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;
  • экспертная оценка жилья (в случае необходимости признать жилье аварийным и подлежащим сносу);
  • проект реконструкции помещения (в случае переоформления нежилого помещения в жилое);
  • иные документы.

После предоставления пакета документов и заявления комиссией в срок до 30 дней проводится их анализ и принимается решение о необходимых дополнительных проверках дома или квартиры.

Анализ заключается в следующем:

  1. Осуществляется тщательная проверка приложенных документов и заявления.
  2. Определяется необходимость в предъявлении дополнительной документации.
  3. Устанавливается экспертный состав комиссии и оценивается ее работа.
  4. Составляется документ (акт) обследования жилого помещения и итоговое заключение.
  5. Выносится окончательное решение.

Решение жилищных проблем граждан: как государством осуществляется предоставление жилья собственникам взамен аварийного?

  • помещение нуждается в капитальном ремонте;
  • жилье признается аварийным и подлежит сносу;
  • помещение пригодно для проживания;
  • жилье нуждается реконструкции или перепланировке;
  • дом признан аварийным;
  • помещение не соответствует установленным законодательством нормам, и поэтому для проживания непригодно.

Основаниями для признания помещения непригодным для проживания являются:

  1. Помещения расположены в признанном аварийным и подлежащим сносу/реконструкции многоквартирном доме.
  2. Несоблюдение норм санитарно-эпидемиологической безопасности или их существенное превышение на территории расположения дома.
  3. Наличие серьезных повреждений жилого объекта в результате землетрясения, взрывов или пожаров, при которых восстановительные работы становятся нецелесообразными и экономически невыгодными.
  4. Расположение жилья в зоне схода оползней и иных возможных природных катаклизмов с условием невозможности предотвращения разрушений инженерными методами.
  5. Помещения имеют надо собой расположенные устройства для промывания мусоропровода.
  6. Расположение жилья в районе потенциальных разрушений в случае техногенных аварий и на территориях прилегания к воздушным линиям электропередачи переменного тока с высоким уровнем напряжения и индукции;
  7. Наличие уровня шума выше допустимых норм при выходе окно на крупные магистрали.

После рассмотрения поданного жильцами заявления комиссией составляется заключение в 3-х экземплярах. При этом может быть вынесено решение о непригодности жилого помещения для проживания и переселении жителей. На основании такого решения будет издано распоряжение исполнительного государственного органа, в котором необходимо прописать конкретный порядок переселения граждан.

При подаче заявления через почту или сервис госуслуг, комиссия в срок до 5-ти дней с даты принятия соответствующего решения направляет его заявителю, арендатору или соответствующему государственному органу.

Способы решения вопроса

Решение жилищных проблем граждан: как государством осуществляется предоставление жилья собственникам взамен аварийного?

  1. Предоставление равноценного жилого объекта (при выселении собственника).
  2. Предоставление жилья по договору социального найма.
  3. Выплата жильцу выкупной цены жилого помещения.

Рассмотрим каждую компенсационную меру более детально.

Предоставление равноценного жилого объекта

Переселенцам (собственникам жилья) может быть предоставлен равноценная квартира или дом с учетом величины общей площади жилья и количества комнат в нем.

Причем предоставляемое жилье моет относиться как к первичному, так и вторичному жилищному фонду. Решение об именно таком способе расселения принимается также межведомственной комиссией.

Предоставление жилья по договору социального найма

Жилые объекты предоставляются по договору социального найма в виде комнат или отдельных квартир из фонда социального жилья. Обязательным условием является соответствие площади предоставляемого жилья показателям нормы для семьи на момент принятия окончательного решения о переселении. Данный параметр не может быть меньше площади предыдущего жилого помещения.

Также новое жилье должно располагаться в пределах населенного пункта и района, где располагалось старая квартира или дом за исключением случаев, закрепленных законодательно.

Выплата жильцам выкупной цены жилого помещения

Решение жилищных проблем граждан: как государством осуществляется предоставление жилья собственникам взамен аварийного?

При возникновении разногласий в отношении предлагаемой суммы за помещение, гражданин имеет право на обсуждение данного вопроса с представителями власти или обращение в суд.

В решении суда указывается та выкупная стоимость, которую выплачивают собственнику. Сегодня число подобных судебных споров и разбирательств связано с тем, что региональные и местные власти специально занижают выкупную цену жилья.

Переселение из ветхого жилья в период проведения реконструкции или ремонта.

В случае проведения реконструкции или капремонта необходимости переселения жильцов государственные органы будут обязаны предоставить им для проживания другое жилье.

Жилые помещения на такие цели выделяются из маневренного жилого фонда. Граждане, не согласные на переселение, могут быть выселены принудительно по решению суда.

При этом сохраняется право на возвращение в реконструированное или отремонтированное жилое помещение, независимо от длительности работ.

Исключениями из данного правила является ситуации, когда собственник не может вернуться в занимаемую ранее квартиру или дом, если после реконструкции/ремонта площадь жилья была существенно изменена и показатели нормы на одного человека не соблюдаются. Возможна и иная ситуация — когда площадь помещения наоборот становится больше, тогда в переселении обратно будет отказано.

Нормы в отношении жилья, предоставляемого взамен ветхому

Любое жилое помещение, предоставляемое взамен текущего, должно отвечать определенным техническим, противопожарным, санитарными иным нормам, установленным соответствующими нормативными актами, и располагаться в том же городе или населенном пункте.

Решение жилищных проблем граждан: как государством осуществляется предоставление жилья собственникам взамен аварийного?

  • площадь жилого помещения должна быть равнозначна площади ранее занимаемого жилья (включая количество комнат);
  • устанавливается средний уровень благоустроенности данного населенного пункта (планировка квартиры, коммунальные удобства, наличии лифта и т. д.);
  • помещение должно находиться в пределах населенного пункта, где располагалось предыдущее жилье.

В каждой конкретной ситуации должен учитываться уровень благоустроенности для сельских районов и городских территорий.

Процесс переселения граждан из ветхого и аварийного жилья является очень сложным, сопровождается множеством проблем, ограничений и может занимать многие годы. Вмешательство властей, в том числе федерального уровня, а также реализация специальных программ способствуют ускорению получения жильцами благоустроенных помещений и постепенному улучшению ситуации с ветхим фондом в РФ.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/prava/pereselenie-iz-vetxogo-zhilya-sobstvennikov.html

Компенсация за аварийное жилье

Собственники жилья, находящегося в аварийном состоянии имеют право на компенсацию. Есть разработанный порядок действия для этого. Однако следует подумать, не требовать ли предоставления другого жилья, поскольку часто полученные суммы недостаточны для самостоятельной покупки.

Решение жилищных проблем граждан: как государством осуществляется предоставление жилья собственникам взамен аварийного?

Во многих городах все еще есть кварталы сталинского периода, а то и более древнего возраста, состояние которых сложно назвать подходящими для жилья. Некоторые из них просто опасны. Российское законодательство на государственном уровне указало решение проблемы: состояние жилья необходимо оценить, а при признании аварийным – переселить граждан или же выдать соответствующую компенсацию.

Какое жилье признается аварийным

Многие считают, что значительный возраст здания, высокая степень его изношенности является поводом для признания его аварийным.

Условия проживания могут быть не лучшими, но дом не признают аварийным и подлежащим сносу.

Показатель изношенности выше 70% достаточен только для получения подтверждения ветхости дома, если нет угрозы человеческому существованию, и эти проблемы не решает капитальный ремонт.

Аварийным может быть признан дом не только старый, но и находящийся в зоне оползня, наводнения, или же пострадавший во время взрывов, бытовых катастроф. Иногда ремонт возможен, но придется вкладывать столько средств, что материально разумнее расселить жильцов и построить новое здание.

Чтобы дом получил статус аварийного, необходимо:

  • на общем собрании проживающих составить жалобу в жилищную инспекцию и муниципалитет, в которой точно перечислить все повреждения несущих конструкций или жилых помещений, которые могут нанести вред жизни и здоровью граждан;
  • проводится проверка специальной комиссией о признании дома аварийным, в которую входят специалисты из разных органов, которые при подтверждении фактов из жалобы составляют соответствующий акт;
  • после принятия решения муниципалитету дается год, чтобы провести переселение, а квартирантам, чтобы переехать или получить возмещение за утраченную собственность.

Компенсацию за аварийное помещение получают не во всех случаях. Собственнику ветхого жилья компенсация не положена.

Решение жилищных проблем граждан: как государством осуществляется предоставление жилья собственникам взамен аварийного?

Юридические основания

В данном случае отношения между жильцами и муниципальными органами регулируются статьями Жилищного Кодекса России. Согласно ст.

32 ЖК, после принятия решения о признании состояния здания таковым, что подлежит сносу как аварийный, муниципальные органы обращаются к собственникам и жильцам с требованием проведения реконструкции или сноса объекта на протяжении указанного срока.

Если требование не выполняется, после истечение термина, отведенного на работы, земельный участок вместе со зданием переходит в собственность муниципалитета.

С другой стороны, в каждом регионе создана своя программа по предоставлению соответствующего жилья взамен утраченного. Ст. 32 ЖК ч. 1-3, 5-9, указывает, что:

  • Помещение жилого типа может быть изъято у собственника в связи с переходом земельного участка муниципалитету, однако бывшему владельцу положена выплата компенсации за жилье, соответствующая рыночной стоимости с учетом затрат на переезд.
  • Квартира при переселении из аварийного жилья компенсируется переездом в помещение общей площади, равной ранее занимаемому жилью и количеству комнат, а также в районе, котором гражданин жил. При этом должны предоставить помещение, которое полностью отвечает всем санитарным нормам жилого дома.
  • При наличии большой комнаты в коммунальной квартире, часто можно рассчитывать на получение отдельной квартиры, равной по площади. Если же комнаты небольшие, возможного отселение в такие же коммуналки. Какая площадь была ранее, на такую собственник должен переехать.
  • Возмещение аварийного жилья путем выплаты его рыночной стоимости производится в том случае, если три варианта, предложенные органами власти, не устроили владельца.
  • Если жилье было в муниципальной собственности, может идти речь только о переезде в другое предложенное муниципалитетом помещение. Права на выплаты гражданин не имеет.
Читайте также:  Срок службы счетчиков горячей воды и о необходимости их замены

На местах ситуация не всегда отвечает законодательным нормам. Часто муниципальные программы не разрабатываются, или в связи с недостаточным финансированием работают неполноценно.

Предлагаются другие квартиры взамен аварийного жилья меньшей площади, с меньшим числом комнат или в отдаленном районе.

Не удивительно, что многие предпочитают вместо переселения получить денежную компенсацию и приобрести в дальнейшем более подходящее жилье.

Решение жилищных проблем граждан: как государством осуществляется предоставление жилья собственникам взамен аварийного?

Как определяется размер компенсации

Стоимость при определении размера возмещения определяется муниципалитетом. Рассматривается недвижимость владельца с точки зрения ее рыночной стоимости. На практике это значит, что:

  • Равноценное жилье в разных регионах оценивается соответственно с местными ценами.
  • Если дом старый, удобства относительные, само помещение явно требует серьезного ремонта и опасно для жизни, оцениваться на рынке высоко оно не может. Значит, размер выплаты будет небольшой, и для приобретения другого жилья его будет недостаточно.

Конечно многие посчитают такой вариант несправедливым, но таких сумм обычно хватает на загородный дом, или же проживания в более дешевом регионе.

Если не только предлагаемое жилье, но и компенсация людей не устраивает, муниципальный комитет имеет право обратится в суд и через него произвести выселение, заставив признать какой-либо из вариантов подходящим в судебном порядке. Но для этого службам сначала нужно доказать, что предлагаемый ими выход полностью компенсирует все траты собственника жилья, а именно:

  • жилое помещение;
  • траты на поиски площади для проживания;
  • расходы на покупку;
  • процесс переезда.

Проживая в аварийном доме, получать компенсацию выгодно и в том случае, если есть еще одна жилая площадь. При этом власти часто соглашаются на денежные выплаты.

Если гражданин считает, что ему предлагают неравноценные возможности, он тоже может добиваться увеличения компенсации за жилое помещение через суд. Для этого необходимо иметь на руках документальное подтверждение независимой экспертизы, установившей рыночную стоимость квартиры как более высокую, чем это сделали муниципальные службы, и полная аргументация такого вывода.

Решение жилищных проблем граждан: как государством осуществляется предоставление жилья собственникам взамен аварийного?

При переезде, собственникам тоже положена компенсация, но только за расходы, связанные с самим процессом переселения.

Обычно местные органы власти вместо выплат проводят организованное переселение, создав график, когда одну из квартир каким-либо транспортом перевозят, и предоставляют на это время грузчиков, нанимая в соответствующих службах или просто отсылая собственных работников из хозяйственных отделов.

Необходимые документы

Для того, чтобы получить компенсацию, необходимо заключить договор с муниципальными службами о том, что собственник согласен на передачу квартиры в обмен на предложенную ему сумму денег. При этом необходимо иметь при себе следующие документы:

  • паспорт;
  • документы на собственнические права по квартире;
  • расчетный счет, на который будет произведено перечисление средств;
  • справка о составе семьи.

Этого достаточно, чтобы договор был официально оформлен, и граждане имели возможность использования обещанной компенсации.

Когда компенсацию платит гражданин

В некоторых случаях доплата производится не со стороны муниципалитета, а наоборот, со стороны граждан.

Это случается, когда предоставление иного жилого помещения в право собственности с равноценной площадью жильцов не устраивает, зато в государственном жилищном фонде есть подходящая квартира, но большего размера.

В таком случае граждане, которые пользуются правом на компенсацию могут доплатить разницу в стоимости между своей квартирой и той, которую желают приобрести.

Если у жильцов имелись задолженности по коммунальным платежам, их переезд может быть задержан до полного расчета с специальными службами.

Жильцов в квартире, расположенной в аварийном доме, имеют право выселить, если сроки переезда прошли, власти подали в суд соответствующий иск и получили постановление об изъятии жилья у собственников. Денежная компенсация при этом заморожена на депозите и после исполнения судебного решения выплачивается жильцам.

Источник: https://metr.guru/avarijnoe-zhile/kompensatsiya

Нормы предоставления жилья при расселении из аварийного дома

В России много домов, которые опасны для жизни проживающих в них людей и капитальный ремонт здесь проблему не решит.

Такие дома в установленном законом порядке должны быть признаны аварийными и подлежащими сносу, а жильцы этих домов расселены в другое жилье, которое вполне пригодно для проживания.

Государство обязано обеспечить всех граждан, проживающих в аварийных домах, новым благоустроенным жилищем. Для тех, чей дом был признан подлежащим сносу, остается актуальным вопрос о том, что они получат взамен при расселении.

Решение жилищных проблем граждан: как государством осуществляется предоставление жилья собственникам взамен аварийного?

Проблема расселения граждан из ветхих и аварийных домов в России стоит очень остро, а все потому, что на территории государства немало жилых многоэтажных зданий, которые были возведены еще в послевоенный период и на сегодняшний день их потенциал исчерпан.

Они уже не могут соответствовать всем нормативам и требованиям безопасности, которые определены российским законодательством и не могут быть безопасными для проживания. Но сегодня, в эпоху капитализма, государство и муниципалитет практически не занимаются строительством новых жилых зданий.

Преимущественно это прерогатива частных застройщиков.

Поэтому государственный жилой фонд из года в год постепенно уменьшается. На месте старых зданий, подлежащих сносу, государство не возводит новые, и соответственно проблема с расселением жильцов растет, словно снежный ком.

Этим обусловлено то, что с каждым днем очередь лиц, нуждающихся в новом жилье, постоянно увеличивается, и людям приходится ждать годами, когда они удостоятся чести и получат заветные квадратные метры взамен на старую квартирку в ветхом доме.

Но рано или поздно, до всех доходит очередь, и они все-таки становятся полноправными владельцами благоустроенного жилища.

Какое жилье подлежит сносу

Некоторые законодательно-нормативные акты дают следующее определение ветхому и аварийному жилью:

  • под ветхим понимают здание из жилого фонда, моральный и физический износ которого превышает 70% при том, что основание дома (фундамент, несущие стены и конструкции) не утратили свою прежнюю прочность и соответствуют нормам безопасности согласно российскому законодательству;
  • аварийным признается дом, износ конструкций которого составляет более 70% (иногда доходит до 100%), а основание частично или полностью утратило прочность, из-за чего проживание в таком доме может быть небезопасным.

Важно! Бывают ситуации, когда аварийным может быть признана не вся многоэтажка, а лишь определенная ее часть (верхние этажи, правое/левое крыло и т.д.). В таком случае здание подлежит реставрации, а расселению (возможно временному) только те жильцы, чьи квартиры находятся в аварийно опасной части дома.

Решение жилищных проблем граждан: как государством осуществляется предоставление жилья собственникам взамен аварийного?

Подлежащими сносу могут быть признаны только аварийные дома, поскольку многоэтажные жилые здания с прочным основанием могут быть отреставрированы, и пригодными для проживания. Если в процессе межведомственная комиссия пересмотрела свое решение о сносе и приняла новое решение о возможности реконструировать здание, то жильцы, проживающие в нем, должны быть расселены во временное жилище.

Что такое временное жилье

Временное расселение жильцов аварийных домов осуществляется в жилье из специализированного фонда. К такому относится:

  • служебные квартиры;
  • жилые помещения из маневренного фонда;
  • жилые комнаты и квартиры, находящиеся в домах, принадлежащих системе соцобслуживания населения;
  • жилой фонд для временного проживания вынужденных беженцев и переселенцев;
  • жилище, предназначенное для социально незащищенных слоев населения (сироты, инвалиды и др.).

Статьями 105 и 106 Жилищного Кодекса РФ определяется минимальная санитарная норма (нижняя граница допустимой площади на одного человека) – 6 метров квадратных. Этот норматив чаще всего применяется к общежитиям и жилью из маневренного фонда. Статья 92 ЖК РФ, а также статьи 99-103 того же Кодекса гласят о том, что жилплощадь из маневренного фонда выделяется в случаях:

  • переселения жильцов из квартир, что находятся в аварийном и подлежащем сносу доме, проживающих в них на правах договора социального найма (те, чьи квартиры в аварийном доме приватизированы, обязательно должны встать в очередь как нуждающиеся в новом жилье);
  • если человек лишился крыши над головой вследствие какого-то стихийного бедствия или другого ЧП (пожар, взрыв газа, затопление, разрушение селевыми потоками и др.);
  • если квартира была в залоге, и банк изъял ее, когда заемщик утратил платежеспособность (уволен с работы, лишен возможности регулярно погашать кредит);
  • если человек в установленном законом порядке получил официальный статус вынужденного беженца или переселенца.

Решение жилищных проблем граждан: как государством осуществляется предоставление жилья собственникам взамен аварийного?

Маневренный фонд предоставляется для временного заселения гражданами, дома которых находятся на капитальном ремонте или реконструкции, и только на основании договора краткосрочного найма. Если же срок действия данного договора истек, а дом еще не сдан в эксплуатацию, то срок действия соглашения о найме жилья из маневренного фонда автоматически продлевается.

Важно! При переселении жильцов аварийных многоэтажек в квартиры и комнаты из маневренного фонда, соблюдается лишь минимальная санитарная норма (6 м² на человека), не учитывая размер жилплощади квартиры в реконструируемом доме.

Далеко не все жильцы аварийных домов имеют право на расселение и получение альтернативного жилища взамен того, что находится в аварийном доме. Воспользоваться таким правом могут лишь:

  • те, кто проживал в квартире на основании договора соцнайма;
  • собственники приватизированных квартир и их семьи при условии, что квартира находится в муниципальном доме или этот дом построен на муниципальном земельном участке.

Жильцам аварийного дома не обязательно ждать, когда у представителей власти дойдут руки и до их дома, чтобы заняться процедурой признания его непригодным для жизни и подлежащим сносу. Они сами могут инициировать этот процесс, тем самым ускорить расселение из опасного жилища.

Источник: https://sdelka.guru/avarijnoe/normy-predostavleniya-zhilya.html

Аварийное и ветхое жилье: порядок переселения собственников и предоставления жилья взамен аварийного

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда — одна из обязанностей государства, так как такое жилье угрожает жизни людей. Собственники вправе претендовать на компенсацию за аварийное жилье или требовать его замены на новое помещение.

Не все граждане имеют представление, как реализовать такие права. Рассмотрим порядок расселения собственников из ветхого и аварийного жилья.

Ветхое и аварийное жилье — в чем разница

Жилые постройки признаются ветхими, когда наблюдается технический износ конструкций и фундамента или здания в целом, а нормы эксплуатации не соответствуют установленным законодательством РФ.

Решение жилищных проблем граждан: как государством осуществляется предоставление жилья собственникам взамен аварийного?

Для признания разного вида построек ветхими установлен процент износа:

  • для каменных строений — 70% и выше;
  • для деревянных — 65% и выше.

Аварийными признаются жилые помещения, в которых несущие конструкции или их части повреждены, деформированы сверх нормы, утратили прочность, и им требуется укрепление в дальнейшем.

Целое строение становится аварийным в случае, если свыше 50% жилых помещений в нем и несущих перекрытий признаны опасными для проживания. Такое здание не подлежит ремонту и укреплению.

Ветхое состояние жилья подразумевает износ конструкций без риска обрушения, поэтому не является опасным для проживания. А аварийное состояние не исключает возможность обвала.

Примечание. В действующем законодательстве понятия «ветхое жилье» не существует. Термин употреблялся в аналогичном законодательном акте РСФСР, принятом в 1983 году. Сегодня в ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» фигурирует понятие только аварийного жилищного фонда.

Нормативно-правовые акты

Регламентирующими документами по вопросам признания жилья ветхим и аварийным и условиям переселения из них выступают:

  • Полезно знать:
  • Как встать в очередь для получения квартиры
  • Как приватизировать квартиру: пошаговая инструкция
  • Как рассчитывается налог на имущество физических лиц
Читайте также:  Решение суда об установлении факта принятия наследства: основания и последствия вынесения

Программы расселения

В России много жилых сооружений, относящихся к ветхим и аварийным.

Правительство разработало программу «Жилье», согласно которой всех собственников ветхой и аварийной недвижимости должны расселить в пригодные помещения. Проект был запущен в 2002 году, однако не все регионы справились с поставленными задачами.

Решение жилищных проблем граждан: как государством осуществляется предоставление жилья собственникам взамен аварийного?

Программу продлили до 2017 года, но и к этому сроку не удалось решить проблему с предоставлением жилья собственникам взамен аварийного. В итоге с 1 января 2019 года вступила в силу новая программа.

Закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» №185-ФЗ 2017 года содержит информацию относительно региональных программ по проведению капитального ремонта, финансовой поддержки и переселения граждан. Последняя редакция проведена 09.12.2018 г., закон актуален.

Источник: https://101jurist.com/nedvizhimost/rasselenie-iz-vethogo-i-avariynogo-zhilya.html

Расселение аварийного дома, предоставление жилья. Судебная практика ВС РФ

Настоящая публикация представляет собой более доступное изложение, а также, в ряде случаев, некоторые комментарии в форме «вопрос-ответ» к обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года.

Ранее, мы обобщали судебную практику по «аварийному жилью», некоторые «вопросы-ответы» содержаться в публикации «Аварийное и ветхое жилье. Снос домов, расселение, выселение, предоставление, выкуп. Судебная практика». Данный обзор практики также остается актуальным и содержит ответы на вопросы, не освещенные в настоящем обзоре.

  • Содержание публикации:
  • I. Оспаривание решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и межведомственных комиссий, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, определением сроков расселения таких домов;
  • II. Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания;
  • III. Обеспечение жилищных прав нанимателя по договору социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания
  • I. Оспаривание решений, действий (бездействия) органов
    местного самоуправления и межведомственных комиссий, связанных
    с признанием жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного
    дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, определением
  • сроков расселения таких домов
  • Признание жилого дома аварийным. Процедура

Какова последовательность действий граждан по признанию жилого дома аварийным и подлежащим сносу? Кто принимает решение о сносе аварийного дома и переселению граждан в другое жилье?

Межведомственная комиссия и муниципалитет бездействуют в вопросе признания нашего дома аварийным и подлежащим сносу. Могу ли напрямую обратиться в суд с требованием признать дом аварийным и подлежащим сносу и обязать предоставить мне иное жилое помещение взамен аварийного?

  1. Решение межведомственной комиссии. Оспаривание в суде
  2. По каким основаниям может быть оспорено решение межведомственной комиссии?
  3. Признание незаконным решения межведомственной комиссии

Вправе ли суд признать незаконным и недействительным решение межведомственной комиссии? Можно ли в судебном порядке обязать межведомственную комиссию и администрацию города признать дом аварийным и подлежащим сносу с расселением жильцов?

Признание аварийным частного жилого дома. Чья компетенция?

Администрация города отказалась проводить оценку моего частного дома, принадлежащего мне на праве собственности, на предмет признания его аварийным и подлежащим сносу, поскольку оценивать частные жилые дома межведомственная комиссия полномочиями не наделена. Правомерен ли такой отказ?

II. Обеспечение жилищных прав собственников
жилых помещений, признанных непригодными для проживания

Наш многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Однако администрация города бездействует, указывая, что наш дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья и в этом году ждать расселения не стоит. Можем ли мы обратиться в суд с требованиями о предоставлении нам жилого помещения взамен аварийного?

Предоставления жилья взамен аварийного, если дом включен в программу по переселению

Дом, признанный аварийным и подлежащим сносу включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья.

Однако никаких мер по расселению граждан из аварийного дома администрация не предприняла.

Могут ли собственники помещений в аварийном доме требовать в судебном порядке обязать администрацию предоставить благоустроенные жилые помещения взамен занимаемых в аварийном доме?

Признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой дом. Ряд собственников квартир не согласны на переселение в квартиры в новом доме. Может ли суд принять решение о выселении указанных собственников из аварийного дома с предоставлением им квартир в новом доме?

Дом признан аварийным и подлежащим сносу. Собственник жилого помещения не согласился на предоставление другого жилья взамен квартиры в аварийном доме и пожелал получить выкупную цену. Что включает в себя выкупная цена изымаемого жилого помещения?

Жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Подлежит ли учету при определении выкупной цены изымаемого жилого помещения стоимость земельного участка, на котором расположен признанный аварийным жилой дом? Как оценивать стоимость земельного участка?

Внеочередное предоставление жилья взамен аварийного лицам, проживающим на основании договора коммерческого найма

Недавно наш дом, где мы снимаем жилье на основании договора коммерческого найма, признан аварийным и подлежащим сносу, то есть наша квартира является более не пригодной для проживания. Имеем ли мы право на внеочередное предоставление жилья взамен признанного непригодным в аварийном доме?

В результате пожара сгорел жилой дом, принадлежащий нам на праве собственности. Полагается ли собственнику частного жилого дома какая-либо компенсация за сгоревшее жилье, либо нам должны предоставить во внеочередном порядке другое жилье?

  • III. Обеспечение жилищных прав нанимателя
    по договору социального найма жилого помещения,
  • признанного непригодным для проживания
  • Выселение из аварийного дома нанимателя по договору социального найма
  • Могут ли нас выселить из квартиры, занимаемой по договору социального найма по тому основанию, что дом в аварийном состоянии, что подтверждается заключением коммерческой организации?
  • Расселение нанимателей из аварийного дома и жилье во внеочередном порядке

Дом признан аварийным, однако, администрация города не спешит с расселением людей, хотя дом грозит обрушением. Куда и с какими требованиями обращаться гражданам?

По договору социального найма занимаем комнату в коммунальной квартире. Квартира (или комната) какой площади должна быть нам предоставлена взамен занимаемой при расселении нас из указанной коммунальной квартиры, расположенной в аварийном доме?

  1. Предоставление жилья в связи со сносом аварийного дома, если у нанимателя есть собственное жилье
  2. Должен ли орган местного самоуправления предоставить взамен аварийного другое, пригодное для проживания, жилое помещение всем членам семьи нанимателя, или же квартира должна быть предоставлена только тем из нанимателей, кто не имеет жилья в собственности?
  3. Выселение из аварийного жилья с ухудшением жилищных условий, в неблагоустроенное жилое помещение

Могут ли выселить нанимателя и членов его семьи из аварийного жилья в другое жилое помещение, которое не является благоустроенным? Каковы критерии «благоустроенности» и как определить ухудшаются ли жилищные условия граждан в связи с расселением их из аварийного жилья?

Дом признан аварийным и подлежащим сносу. Из занимаемой по договору социального найма квартиры нас хотят переселить в квартиру, не соответствующую санитарным требованиям, по нашему мнению, не пригодную для проживания). Можем ли мы не согласиться с предложенным вариантом?

Выселяют из аварийного дома. Однако предложенное взамен жилье находится фактически за чертой города, хотя юридически находится в границах города. Правомерен ли иск администрации о выселении нас за черту города?

Источник: http://logos-pravo.ru/articles/rasselenie-avariynogo-doma-predostavlenie-zhilya-sudebnaya-praktika-vs-rf

Верховный суд обязал предоставлять равноценные квартиры взамен аварийных — новости Право.ру

Если многоквартирный дом признан аварийным, то администрация должна расселить жильцов в новые квартиры. Но что делать, если новое помещение жильца не устраивает — например, оно слишком маленькое, находится в другом районе или уступает прежнему по другим признакам? Может ли отказ от неравноценного варианта оставить жильца вообще без квартиры, разобрался Верховный суд.

Наталья Федорова* владела 25-метровой однушкой на втором этаже многоэтажки в городе Касимов Рязанской области. В ноябре 2003 года комиссия признала, что дом в аварийном состоянии и должен быть снесен. Горадминистрация утвердила порядок, в соответствии с которым собиралась переселять жильцов в новые квартиры. Новое помещение предложили и Федоровой, но она от него отказалась. Новое жилье существенно уступало прежнему и по площади, и по расположению, и по характеристикам. Квартира располагалась на первом этаже и была уголовой, в ней было центральное, а не индивидуальное, как в прежней, отопление, а стены были покрыты плесенью.

Администрация не смогла договориться с владелицей квартиры, и дело дошло до суда. Чиновники добивались права забрать квартиру и выплатить взамен ее рыночную стоимость —  214 тыс. руб. Первая инстанция удовлетворила иск, решение устояло в апелляции. Таким образом, со дня выплаты право собственности Федоровой на квартиру прекращалось, а собственником становилась администрация.

Суды подтвердили законность решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом. А поскольку Федорова сама отказалась заключать соглашение и получать новую квартиру, выкупить помещение можно принудительно, воспользовавшись ст. 32 ЖК. Суды не приняли во внимание аргументы Федоровой о том, что она не отказывалась от равнозначной квартиры, а лишь отвергла худший вариант.

Верховный суд защитил владелицу квартиры.

Коллегия по гражданским спорам под председательством судьи Игоря Юрьева в определении по делу (дело № 6-КГ17-8) подтвердила, что изъять квартиру в аварийном доме можно в случае, когда изъят земельный участок под многоквартирным домом — такие действия допускаются для государственных и муниципальных нужд. Но есть нюанс: «предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника».

Если дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то владелец жилья имеет право выбрать деньги или другую благоустроенную квартиру в собственность.

Федорова предпочла второй вариант. А то, что помещение оказалось неравнозначным, не означает, что она в принципе отказалась от жилья, сделал вывод ВС.

Коллегия отправила дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Собственник имеет право получить равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее всем необходимым критериям. Размер общей площади и количество комнат в новой квартире должны быть не меньше, чем в прежней. Новое жилье должно быть благоустроенным, комфортным и иметь либо подобные, либо улучшенные условия проживания. Например, на 1 человека должно быть предоставлено 18 кв.м.

В практике нет единообразного подхода к тому, должны ли собственнику предлагать равноценное жилое помещение или же оно может быть меньшим — с доплатой до размера выкупной цены, замечает Ольга Бенедская, партнер «Муранов, Черняков и партнеры».

Суды часто считают, что Жилищный кодекс не гарантирует собственнику именно равноценного жилья, поскольку в законе, а именно в ч. 8 ст. 32 ЖК, не прописана такая обязанность. А вот если речь идет о договоре соцнайма, применяется ст. 89 ЖК, где говорится именно о равноценном жилье, рассказывает Бенедская.

В пример она приводит апелляционное определение Тульского областного суда от 28 февраля 2013 г. по делу № 33-492.

В определении ВС по делу Федоровой не дано развернутого толкования нормы ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, но все-таки сделан вывод о том, что жилое помещение, предоставляемое взамен изымаемого, должно быть равноценным.

А иск о выкупе удовлетворяют только в том случае, если собственник квартиры отказался от действительно равноценной замены.

Такую правовую позицию можно включить в обзор судебной практики, чтобы суды не принимали противоположных по смыслу решений.

А собственнику, которого выселяют, имеет смысл заручиться отчетом оценщика, который сравнит характеристики прежнего жилья и того, которое предложено взамен.

Источник: https://pravo.ru/story/200610/

Переселение из аварийного жилья. Споры с местными администрациями

Недавно Верховный Суд РФ обобщил судебную практику рассмотрения дел по спорам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого помещения либо многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Одновременно судьями был выработан ряд рекомендаций разрешения подобных споров, предметом которых зачастую является бездействие и ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления своих обязанностей в сфере жилищного строительства.

Читайте также:  На какой срок можно оформить договор ипотечного кредитования в Сбербанке - на сколько лет дают ипотеку?

Впрочем, как показала судебная практика, подавая в суд иски, заявители нередко сами пытаются нарушить административный порядок признания своего жилья аварийным, обойдя его через суд. Причиной этого является банальное незнание закона.

В качестве примера в Обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.

2014 года, приводятся действия истицы, заявившей в суд требования о признании своей квартиры непригодной для проживания, а также не подлежащей восстановлению путем реконструкции и ремонта.

Суды, отказывая в удовлетворении данных требований, сослались на то, что решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии и не входит в полномочия судебных органов. Данная комиссия создается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта или органом местного самоуправления, то есть в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду.

Иными словами, решить вопрос о признании жилья аварийным через суд, минуя спецкомиссию, нельзя.

Равным образом нельзя обязать и местные администрации признать жилые здания аварийными, непригодными для проживания и предоставить заявителям новые жилые помещения.

Понуждение администрации к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий.

ВС РФ поддерживает данную позицию, отмечая, что заявительница может обратиться в суд лишь в одном случае. А именно тогда, когда будет налицо бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решения, связанного с признанием жилого помещения непригодным для проживания.

Таким образом, для того, чтобы признать жилье ветхим необходимо соблюдение законной процедуры.

Данная процедура подробно регламентирована Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года.

Согласно данному положению, признание жилого помещения пригодным или непригодным для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу производится специальной межведомственной комиссией. Для этого требуется наличие заявления собственника помещения (нанимателя), либо заключение органов государственного жилищного надзора.

По результатам работы комиссия принимает решение: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Только потом и именно на основании полученного от комиссии заключения администрация может принять решение и издать соответствующее распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Другое дело, когда вышеуказанное заключение делается комиссией формально, без фактической проверки и обследования жилых помещений.

Например, когда вместо проведения строительных и санитарных экспертиз, замеров, снятия параметров микроклимата, обследования несущих конструкций, проверки инженерно-технических систем отопления и электроснабжения, комиссией проводится исключительно визуальный осмотр помещений.

В этих случаях действия, а, скорее всего, бездействие, комиссии могут быть признаны судом неправомерными, а заключение – вынесенным без учета требований законодательства. В противовес заключению комиссии здесь может быть представлено заключение независимого эксперта, нанятого за счет самих жильцов ветхого жилья.

Если комиссия не сможет опровергнуть выводы независимой экспертизы, ее действия будут считаться незаконными.

Кроме того, о бездействии будет свидетельствовать и отсутствие у комиссии технических заключений и актов органов жилищного надзора, из которых следует соответствие, либо несоответствие состояния помещений требованиям СНиПов.

Установив бездействие комиссии, суд возлагает на нее обязанность в оговоренный срок провести оценку соответствия помещения установленным законом требованиям.

В свою очередь недействительное заключение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению.

Следовательно, у принявшего его органа возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения.

Немало споров вызывает и решение вопроса о предоставлении собственникам (нанимателям) жилья, признанного аварийным, новых жилых помещений.

По закону если собственники жилых помещений в аварийном доме не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Нетрудно догадаться, что заключать с жильцами данные соглашения местные администрации не торопятся, ссылаясь на недофинансирование и прочие проблемы местного масштаба.

В этих случаях жильцы спешат в суд с требованиями о возложении на администрацию обязанности предоставить им другое пригодное для проживания жилое помещение.

Со своей стороны суды отказывают жильцам в удовлетворении таких требований, что, с точки зрения ВС РФ, является правильным.

В обзоре поясняется, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением. Это обусловлено тем, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается лишь обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Следовательно, если соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого не имеется, суд не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жильем.

С другой стороны, если между органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого, не может быть удовлетворено и требование о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи.

Между тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению, то собственнику жилого помещения в таком доме не может быть отказано в предоставлении другого жилого помещения.

И если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жильцы уже на законных основаниях и по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

К слову, даже в тех случаях, когда вопрос с переселением из аварийного жилья уже решен, права и интересы жильцов многими администрациями продолжают нарушаться.

Например, путем понуждении к заключению договора мены жилых помещений и принудительного выселения с предоставлением другого жилого помещения.

При этом ряд судов полагает возможным удовлетворение исков о принудительном переселении собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах в предлагаемые органами местного самоуправления жилые помещения, ссылаясь на равноценность и благоустроенность предлагаемого жилья.

Другие же суды исходят из того, что предоставление собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома. То есть, принудительно переселить жильцов, пусть даже из непригодного для проживания помещения, администрация не имеет права. Причем данную позицию судов ВС РФ и признает правильной и обоснованной.

Теперь что касается выкупа. В соответствии с нормами ЖК РФ, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются путем выкупа изымаемого жилого помещения.

При этом выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется, исходя из рыночной его стоимости. По общему же правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.

Поэтому нетрудно догадаться, что, определяя выкупную стоимость изымаемого жилья, местные администрации в целях экономии средств нередко занижают ее истинное значение.

В связи с этим Пленум ВС дает судам на этот счет ряд важных рекомендаций. Так, при определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме.

Это объясняется тем, что гражданским законодательством сейчас установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме, включая земельный участок.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме всегда следует судьбе права собственности на указанное жилое помещение.

Следовательно, стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.

То же самое касается и земельного участка под аварийным домом. Здесь следует обратить внимание на то, что с переходом права собственности на помещение в многоквартирном доме к жильцу переходит и доля в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которого был проведен государственный кадастровый учет.

ВС РФ подчеркивает, что поскольку отдельно стоимость земельного участка при выкупе жилого помещения не определяется, так как предназначен он именно для обеспечения возможности пользования жилым помещением, то при определении выкупной цены необходимо учитывать рыночную стоимость принадлежащей ответчику доли в праве общей собственности на земельный участок под домом.

Более того, ВС РФ рекомендует судам учитывать, что выкупная цена изымаемого жилого помещения в обязательном порядке должна включать в себя и все дополнительные расходы убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

В частности, в выкупную стоимость подлежат включению расходы жильца на переезд, оплату услуг агентства недвижимости по подбору жилого помещения, оформление договора купли-продажи иного жилого помещения.

Разумеется, расходы могут быть учтены лишь в разумных пределах и стоимость роскошных апартаментов и питания в ресторанах на время решения вопроса о выплате выкупной цены никто компенсировать не станет.

Все чрезмерные расходы жильцов учету не подлежат.

Стоит отметить, что данный перечень возможных расходов жильцов закрытым не является и при желании может быть расширен. В качестве примера здесь ВС РФ приводит спор относительно размера предложенной администрацией муниципального образования выкупной цены, который не включал сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт дома.

Установив, что обязанность по производству капитального ремонта не была выполнена, суд пришел к выводу, что невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для включения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.

В свою очередь к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах. Соответственно, все вышеуказанные расходы, определенные по рыночным ценам, и подлежат включению в выкупную стоимость жилья.

Источник: https://www.klerk.ru/law/articles/382136/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector