Земельный фонд – это особый природный и правовой объект

Земельный фонд – это особый природный и правовой объект

Земли, относящиеся к территориям и объектам со статусом особо охраняемых, представляют собой одну из земельных категорий РФ с природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным значением, которые по постановлению федеральных госорганов, госорганов субъектов РФ, а также решениям ОМС частично или в полной мере изъяты из хоз. оборота и применения, и в отношении которых устанавливается особенный правовой режим.

  • В пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ обозначено, что земельный правовой режим устанавливается посредством принадлежности земель к той или другой целевой категории и также разновидности разрешенного применения согласно территориальному зонированию и общим принципам.
  • Очередность его проведения установлена законодательными актами и отдельными требованиями законов специального назначения.
  • Юридическая значимость этих категорий земель представлена тем, что после выведения их в отдельную категорию с охраняемым статусом, кодексом одновременно зафиксирован их правовой режим, с введением ограничений возможности изъять их для любых других целей.

К землям, отнесенным к особо охраняемым территориям и объектам, причисляют земельные участки, имеющие особые природоохранные, историко-культурные, научные, рекреационные, эстетические, оздоровительные и другие значения.

Такие земли могут быть выделены отдельным решением госорганов для применения в экологосоциальных направлениях:

  • Обеспечения сохранности и улучшения ситуации с окружающей средой;
  • Организации охранного процесса и воспроизводства ресурсов природы;
  • Удовлетворения нужд граждан в местах для их отдыха;
  • Обеспечения сохранности исторического и культурного наследия.

Земли, отнесенные к территориям и объектам с особо охраняемым статусом, представляют собой отдельную земельную категорию.

С учетом характера применения и поставленных перед такими землями задач, они могут подразделяться на такие виды:

  • Естественные территории с особо охраняемым статусом, включительно с курортами и местностями лечебно-оздоровительного характера;
  • Территории, имеющие природоохранное значение;
  • Рекреационное значение;
  • Территории исторического и культурного значения;
  • Другие территории, имеющие статус особо ценных, определенные ЗК РФ и нормативными актами.

Кроме указанных выше и других предусмотренных законами разновидностей земель особо охраняемой категории, Земельным кодексом РФ установлено, что к таким могут быть также отнесены территории в пределах городского леса, парка, охраняемой береговой полосы, станций биологического направления, микрозаповедников и прочего.

Кодексом обозначена приоритетность в обеспечении сохранности земель территорий со статусом особой охраны и установлено, что любые действия по их изъятию для других целей строго ограничены или же запрещены.

Они в полной мере или же частями исключены из хоз. оборота и применения. На подобные территории распространяются установленные порядки их использования и хозяйствования на них, на условиях, что такие действия не повлекут за собой снижения или потери ценных качеств (экологических, рекреационных, лечебно-оздоровительных, историко-культурных) этих включенных в охрану земель.

  1. Режим обеспечения охраны закрепляется на земле, которая передается их пользователям от организаций, обеспечивающих сохранность исторических и культурных памятников, учреждений природоохранного значения, а также на земле, которая не изъята у ее владельцев, арендаторов или же пользователей.
  2. Все без исключения пользователи законодательно обязаны к соблюдению закрепленной за землями особо охраняемой режимности.
  3. Земли, исходя их своего значения, могут иметь различную принадлежность: местную, региональную и федеральную.
  4. Правовые аспекты, касающиеся порядка определения пользования и охраны территорий охраняемых зон, устанавливаются Правительством, основываясь на федеральном законодательстве.
  5. Говоря о местных и региональных территориях – госорганами субъектов РФ и ОМС, основываясь на отдельных законах, законах, принятых субъектами РФ и нормативно-правовых актах ОМС.

Земли, отнесенные к ряду объектов и территорий особой охраны, являются структурным звеном в охране природной среды, вместе с существующими в ее пределах представителями растительного и животного мира, а также водными объектами. Правовая регулировка применения и обеспечения охраны земель и иных территорий осуществляется на условиях полного взаимодействия с общими интересами охраны всей экологической структуры.

Источник: http://o-nedvizhke.ru/zemlya/zemlya-osobo-oxranyaemyx-territorij-i-obektov.html

37. Земля как объект правового регулирования

Земля
является особо важным природным объектом,обладающим
своей спе­цификой и оказывающим
влияние и на другие природные объекты.
Она и прост­ранственный базис всякой
деятельности, и главное средство
производства в сель­ском и лесном
хозяйстве.

Для нее характерны такие
уникальные свойства,какограниченность,
неперемещаемость, незаменимость и др.

Для земли как особо ценного природного
объекта характерна и такая особенность,
как способность при рациональном ее
использовании не только к восстановлению
своей произво­дительной силы, но и ее
увеличению.

Такое главнейшее свойство
земли, особен­но сельскохозяйственного
назначения, как плодородие, при умелом,
научно обоснованном ее использовании
не только не уменьшается, но и всемерно
возра­стает, обеспечивая население
продовольствием, а промышленность —
сельскохо­зяйственным сырьем.

С землей как
природным объектом органически связаны
и другие компонен­ты окружающей
природной среды — недра, воды, леса,
животный и растительный мир, немыслимые
вне земли и без земли. Все это свидетельствует
об исключи­тельной важности земли
как особого экологического объекта,
отношения по по­воду использования
которого нуждаются в особом правовом
регулировании и изучении.

При изучении данной
темы следует также иметь в виду, что в
нормативных актах, литературе и
хозяйственной практике различают такие
органически свя­занные понятия, как
«земля» и «почва».

Если понятие «земля»
охватывает еекак целостный
природный объект, то термин «почва»
означает лишь ее поверхност­ный слой.
Оба этих понятия земли имеют определенное
правовое значение в ка­честве
самостоятельных объектов правового
регулирования.

Так, говоря
о таком важнейшем свойстве земли, как
плодородие, имеют в виду именно ее
поверхно­стный слой — почву, а не землю
в целом, и тем более не ее недра.

Именно
исхо­дя из особой значимости охраны
почв и повышения их плодородия, разработана
и утверждена особая программа «Повышение
плодородия почв России» («Плодо­родие»)
на 1992-1995 годы и на период до 2000 года,
государственным заказчи­ком которой
является Министерство сельского
хозяйства и продовольствия Рос­сийской
Федерации.

38. Земельный фонд. Категории земель

  • Совокупность
    земель в пределах границ Российской
    Федерации образу­ет земельный фонд.
    Он делится на несколько категорий земель
    в соответст­вии с их целевым назначением:
  • — земли
    сельскохозяйственного назначения;
  • — земли населенных
    пунктов;
  • — земли промышленности,
    транспорта, связи, радиовещания,
    телевиде­ния, информатики и космического
    обеспечения, энергетики, обороны и иного
    назначения;
  • — земли природоохранного,
    природно-заповедного, оздоровительного,
    рекреационного и историко-культурного
    назначения;
  • — земли лесного
    фонда;
  • — земли водного
    фонда;
  • — земли запаса.
  • Каждая из
    перечисленных категорий земель обладает
    особенностями правового режима,
    установленного земельным законодательством.

Основную часть
земельного фонда составляют
земли сельскохозяйствен­ного
назначения,

которыми признаются земли, предоставленные
для нужд сельского хозяйства или
предназначенные для этих целей (ст. 56
Земельного кодекса РСФСР). К ним относятся
сельскохозяйственные угодья (пашня,
се­нокосы и пастбища, земли, занятые
многолетними насаждениями и др.), а также
земли, которые обслуживают вспомогательные
нужды сельскохозяйст­венного
производства (занятые постройками,
дорогами, сооружениями и др.).

Специфика правового
режима этой категории земель в отличие
от других определяется в конечном счете
использованием сельскохозяйственных
зе­мель в качестве основного средства
производства.

С учетом экономичес­кой
и экологической значимости данных
земель как наиболее ценных и пло­дородных
в составе земельного фонда законодательство
закрепляет особый порядок их использования
и охраны, приоритет сельскохозяйственного
зем­лепользования.

Это означает, что
земли, признанные в установленном
по­рядке пригодными для сельского
хозяйства, предоставляются прежде всего
для этих нужд. Для иных несельскохозяйственных
целей (строительства предприятий,
коммуникаций и т. д.

) должны предоставляться
земельные участки несельскохозяйственного
назначения или непригодные для сель­ского
хозяйства либо сельскохозяйственные
угодья худшего качества, и лишь в
исключительных случаях допускается
изъятие плодородных сельско­хозяйственных
угодий для несельскохозяйственных
нужд. Изъятие особо ценных продуктивных
земель законом не разрешается (ст.
24,26,27 Земель­ного кодекса РСФСР).

  1. Земельное
    законодательство предусматривает также
    специальные обя­занности землепользователей
    по рациональному использованию,
    сохране­нию и улучшению сельскохозяйственных
    земель.
  2. Земли
    сельскохозяйственного назначения
    предоставляются субъектам для различных
    целей, связанных с ведением сельского
    хозяйства:
  3. — гражданам — для
    ведения крестьянского (фермерского)
    хозяйства, лич­ного подсобного
    хозяйства, садоводства, животноводства
    и огородничества;
  4. — кооперативам
    граждан — для садоводства, животноводства
    и огородни­чества;
  5. — сельскохозяйственным
    предприятиям и организациям различных
    форм собственности — для сельскохозяйственного
    производства;
  6. — научно-исследовательским,
    учебным и другим сельскохозяйственным
    учреждениям, сельским общеобразовательным
    школам — для исследователь­ских,
    учебных целей и для сельскохозяйственного
    производства;
  7. — несельскохозяйственным
    предприятиям, учреждениям и организаци­ям,
    религиозным организациям — для ведения
    подсобного сельского хо­зяйства.

Все остальные
категории земель имеют несельскохозяйственное
назна­чение. Особенностью их правового
режима является использование земли в
качестве пространственного, операционного
базиса, то есть места для раз­вертывания
хозяйственной деятельности людей.

Каждая из этих категорий земель имеет
конкретную цель использования, а ее
правовой режим опреде­ляется характером
и назначением тех объектов, которые на
ней находятся: размещением и благоустройством
городских и сельских поселений, развити­ем
производительных сил, лесного и водного
хозяйства и т. д.

Земли населенных
пунктов

представляют собой все земли в пределах
го­родской, поселковой черты или черты
сельских населенных пунктов. В свою
очередь в состав этих земель входят
земли застройки (занятые зданиями,
со­оружениями и др.), земли общего
пользования (пути сообщения — улицы,
площади, скверы, бульвары и др.), земли,
занятые лесами, и др.

Земли промышленности,
транспорта и другого несельскохозяйственного
назначения

— это земли, предоставленные предприятиям,
учреждениям, ор­ганизациям для
осуществления возложенных на них
специальных задач -строительства и
эксплуатации объектов промышленности,
транспорта, свя­зи, энергетики, обороны
и т. д.

Поэтому такие земли иногда называют
зем­лями специального несельскохозяйственного
назначения.

Особенностью их правового
режима является установление зон с
особыми условиями земле­пользования
в целях нормальной эксплуатации указанных
объектов и для обеспечения безопасности
населения (санитарно-защитных зон
предприя­тий, полос отвода железных
и автомобильных дорог, зон охраны линий
свя­зи и электропередачи и др.).

К землям
природоохранного, природно-заповедного,
оздоровительного, рекреационного и
историко-культурного назначения

относятся земли запо­ведников,
заказников, национальных парков,
памятников природы, исто­рии и культуры,
ботанических и дендрологических садов,
курортов, земли для организации массового
отдыха и туризма населения и др.

Правовой режим
указанных земель отличается тем, что
они полностью или частично исключены
из хозяйственного использования. Изъятие
земель природно-заповедного фонда,
историко-культурного назначения и
других особо охраняемых территорий не
допускается (ст. 24 ЗК РСФСР).

Правовой режим
земель лесного фонда

регулируется как земельным, так и лесным
законодательством.

Земли лесного фонда
— это земли, покрытые лесом или
предназначенные для их восстановления
(лесные земли), и не по­крытые лесом,
но предоставленные для нужд лесного
хозяйства (ст. 94 ЗК РСФСР, ст. 8 Лесного
кодекса РФ).

Таким образом, правовой
режим этой категории земель зависит от
правового режима лесного фонда, в состав
ко­торого они входят в соответствии
с Лесным кодексом РФ.

Землями водного
фонда
являются
земли, занятые водными объектами (реками,
озерами, ледниками и т. д.

), а также
прилегающие к водоемам зем­ли, связанные
с использованием и охраной вод (береговые
полосы, полосы отвода, земли, занятые
водохозяйственными сооружениями и др.).

На пра­вовой режим этих земель
накладывает отпечаток режим самих
водных объектов, поэтому он регулируется
актами земельного и водного законодатель­ства
(например, ст. 12, 16, 112 Водного кодекса
РФ).

Землями запаса
являются все земли, не предоставленные
каким-либо субъектам или в отношении
которых право пользования прекращено
(ст. 96 ЗК РСФСР).

Источник: https://StudFiles.net/preview/5642007/page:33/

Особо охраняемые природные территории в 2019 году: закон, значение, правовой режим, виды и категории земель особо охраняемых территорий, список | Земельный эксперт

8201

Земли особо охраняемых природных территорий

В статье 94 Земельного кодекса РФ раскрыто такое понятие, как особо охраняемые природные территории. В перечень таких территорий входят земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

Читайте также:  Пени по долгам за жилищно-коммунальные услуги: порядок начисления, особенности уплаты, списание пени по квартплате

Данные категории площадей изымаются из оборота и использования частично или полностью, в зависимости от того, какой правовой режим в отношении них установлен. Регулирует данный вопрос Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Зоны, требующие установки особого охранного режима могут быть выделены на основании постановления федерального, регионального или местного уполномоченного ведомства.

К особо охраняемым природным территориям относятся следующие земли:

Порядок определения и отнесения земель к территориям, нуждающимся в охранном режиме, устанавливается Правительством РФ или региональными уполномоченными ведомствами.

В отношении данных территорий обязательно проводится межевание, и земли в дальнейшем проходят обязательную регистрацию в государственном кадастре, получают индивидуальный номер и лишь по завершении этих процедур могут применяться для установки специального режима землепользования.

Запрещения и ограничения на землях особо охраняемых природных территорий

На площадях запрещаются любые работы, не направленные на сохранение территории и не связанные с исследованием земель комплекса, а также те, которые противоречат действующему законодательству.

Не допускается изменение целевого использования таких земель, а также ограничение или прекращение полномочий в отношении участка для нужд, не отвечающих прямому его назначению.

На данных участках частично ограничивается хозяйственная или рекреационная деятельность в рамках того правового режима, который определен.

Создание охранных зон

Так как особо охраняемые природные территории России принадлежат к категории объектов национального достояния и обладают рядом ценных для общества и государства качеств, в отношении них назначается особый охранный режим, который обеспечивает сохранность и защиту от негативного воздействия граждан и окружающей среды.

Запрещается выполнять в отношении охраняемых зон следующие действия:

  • передавать наделы для организации сада или огорода;
  • использовать территории для создания дорог или возведения построек жилого, промышленного, хозяйственного типов;
  • осуществлять стоянку и проезд техсредств, а также прогон скота;
  • другие виды деятельности, входящие в список, утвержденный Правительством РФ.

Чтобы приостановить негативное воздействие окружающей среды на такие зоны, границы наделов размечаются в соответствии с требованиями закона, при помощи информационных знаков.

В том случае, если в пределах территорий находятся частные массивы, права пользователей и собственников на них сохраняются, и они вправе распоряжаться землями, но в рамках назначенного охранного режима.

Резервирование земель

Для того чтобы создать новые и в то же время расширить уже имеющиеся площади, требующие назначения особого охранного режима, территориальные ведомства, имеющие особые полномочия, вправе вынести решение о резервировании земель с возможным изъятием наделов у граждан и выплатой компенсации. Также уполномоченные органы выносят постановление об установлении ограничений на выполнение некоторых видов хозяйственной деятельности.

Порядок проведения данного мероприятия также оговорен в действующих законодательных актах, а сама процедура выполняется согласно установленному регламенту.

Земли государственных заповедников и национальных парков

Площади, на которых расположены госзаказники и заповедники не подлежат приватизации, а управление данными землями осуществляют ведомства, имеющие специальные полномочия.

В исключительных случаях разрешается нахождение частных наделов в пределах национальных парков, однако, условием в данном случае является запрет деятельности, оказывающей негативное воздействие на территории парка, а также работ, которые нарушают установленный охранный режим.

Как правило, территории природных парков размещены в зонах, предоставленных государственным учреждениям РФ в постоянное бессрочное пользование.

Изъятие земель особо охраняемых природных территорий

Законодательством предусмотрены ситуации, при которых изъятие территории разрешено или запрещено. Каждый из вариантов возникает после того, как уполномоченное ведомство объявляет территорию заповедником.

Если земли заняты природными комплексами или объектами, которые представляют из себя памятники природы, то территории могут быть отчуждены в пользу государства или региона у пользователя или собственника.

Законодательством предусмотрена выплата компенсации для собственников таких участков и возмещение убытков, понесенных ими в связи с досрочным прекращением прав на землю.

Также изъятие может быть осуществлено в том случае, если в отношении участка установлен режим, требующий полного изъятия территорий из оборота в связи с организацией специальных охранных мероприятий от антропогенных и биогенных факторов, негативно влияющих на землю.

Не производится отчуждение, если территорию можно использовать независимо от того, находится она в составе национального парка или заповедника. Однако здесь в отношении земли устанавливается особый правовой режим, который ограничивает деятельность собственника или пользователя списком видов работ, который формируется Правительством РФ или уполномоченным органом.

Заключение

В завершение написанного можно сформулировать несколько выводов:

  1. Землями, требующими установление специального охранного режима, являются территории, которые обладают некоторыми лечебными возможностями или представляют собой историко-культурную ценность.
  2. Порядок пользования такими землями устанавливается специальными законодательными актами.
  3. Территории, признанные нуждающимися в установлении особого охранного режима, также проходят процедуру межевания и регистрируются в Росреестре.
  4. На территории особо охраняемой зоны запрещается выполнять работы, которые оказывают негативное воздействие на землю. Виды такой деятельности закреплены в специальном списке, утвержденном Правительством РФ.
  5. Запрещается изменение целевого назначения территории, а также отчуждение ее для нужд, которые противоречат прямому назначению земли.
  6. Определение границ и площади зон, нуждающихся в установке особого охранного режима, происходит согласно постановлению уполномоченного ведомства. Этот же орган устанавливает охранный режим и определяет, требуется ли изъятие площадей из оборота или нет.
  7. В том случае, если в пределах охраняемых территорий расположены земли, принадлежащие частным лицам, они могут быть отчуждены в пользу уполномоченного ведомства с предоставлением компенсационной выплаты или оставлены в распоряжении граждан, но с ограничениями в эксплуатации согласно назначенному охранному режиму.
  8. Государство или муниципалитет имеет право резервировать территории в том случае, если есть необходимость в расширении территории охраняемой зоны.
  9. Земли заказников и заповедников не могут выступать объектом процедуры приватизации.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по особо охраняемым природным территориям

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Марина. Мой участок располагается в особой охраняемой зоне, и я официально уведомлена, что, несмотря на владение территорией на законных основаниях, я не могу выполнять ряд действий, которые противоречат установленному правовому режиму для этой зоны.

Недавно я посадила на своем участке несколько фруктовых деревьев. Через некоторое время ко мне приехал сотрудник администрации и выписал штраф, за то, что я нарушила режим землепользования, и сообщил, что при повторном нарушении, участок у меня изымут без компенсации.

Подскажите, такие действия законны? Должна ли я платить штраф и могут ли изъять участок на самом деле?

Ответ: Здравствуйте, Марина. В статье 94 ЗК РФ и ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», указано, что природные зоны, относительно которых установлен особый правовой режим, не могут быть переданы для разбивки сада или огорода.

Посадку нескольких фруктовых деревьев можно отнести к организации сада, а это значит, что вы действительно нарушили требования закона и, как следствие, должны заплатить выписанный штраф.

Что касается изъятия участка, то данный вариант возможен только тогда, когда вы целенаправленно и систематически допускаете вредное воздействие на землю и не выполняете предписания уполномоченного ведомства. В таком случае участок может быть изъят даже без предоставления компенсации, которая должна выплачиваться по общему правилу.

Если вы таких действий совершать не будете, то требования сотрудника на этот счет не будут иметь под собой никаких оснований, и вы сможете оспорить их в судебном порядке.

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/klassifikaciya-zemel/zemli-osobo-oxranyaemyx-territorij-i-obektov/osobo-oxranyaemye-prirodnye-territorii/

Земельный кодекс — глава 17. земли особо охраняемых территорий и объектов

Главная —> Земельный кодекс — глава 17. земли особо охраняемых территорий и объектов  

Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий

1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.2. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;2) природоохранного назначения;3) рекреационного назначения;4) историко-культурного назначения;

5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.3. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.4.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.5. Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, и другие).6. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий

1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.4. В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:1) предоставление садоводческих и дачных участков;2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

Читайте также:  Специализированное жилое помещение – это: понятие, виды жилья подобного типа, порядок его получения и приватизации

4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.8. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.9.

Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.10.

Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

1. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.2. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.3. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Статья 97. Земли природоохранного назначения

Источник: https://zemkodeks.ru/kodeks/zemkodeksru/zemkodeks-glava17.html

Особо ценные земли

Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Особо ценные земли

Особо ценные земли — это государственных территорий, в пределах которых расположены такие культурные или природные объекты, которые имеют особую научную, историческую или культурную ценность общенародного и федерального значения.

Содержание

Земельные активы государства классифицируются не только в зависимости от целевого предназначения, правового режима и форм собственности. На градацию территорий также влияют природная, культурная и научно-исследовательская ценность участков.

Учитывая данные факторы, земельные ресурсы включают в себя класс территорий, которые отличаются особой ценностью. Поэтому государством разработана законодательная база, которая регулирует состав, особенности распоряжения и охраны земель с повышенной ценностью.

Понятие и состав особо ценных земель

Данные земли представляют собой исключительный класс государственных территорий, в пределах которых расположены такие культурные или природные объекты, которые имеют особую научную, историческую или культурную ценность общенародного и федерального значения. К данной категории, согласно земельному законодательству, относятся следующие территориальные объекты:

  • ландшафты типичного характера;
  • особо редкие ландшафты;
  • культурные и исторические ландшафты;
  • уникальные биологические комплексы, которые включают растительность и животные организмы;
  • территории, которые используются при выполнении международных обязательств и условий международных договоров;
  • редчайшие геологические образования;
  • земельные территории, которые используются для проведения научных и исследовательских работ и находятся в собственности соответствующих учреждений.

Правовой режим особо ценных земель

Режим особо ценных земель, установленный земельным законодательством, предусматривает принятие пользователями, собственниками, арендаторами и владельцами необходимых мер по охране природных, культурных и исторических объектов на территориях, в пределах которых они локализируются.

Особо ценные земли, в пределах которых находятся биологические виды животных и растений, которые занесены в государственные или муниципальные Красные книги, подлежат изъятию для охраны и воспроизводства природных компонентов.

Законодательство предусматривает возможность создания специальных питомников или зоопарков для разведения редких видов.

Ценные природные и культурные комплексы могут разрушаться или транспортироваться при условии наличия соответствующего разрешения государственных или муниципальных органов. Любые исследовательские, мелиоративные или строительные работы, которые несут потенциальный риск объектам особо ценных территорий, должны согласовываться с компетентными учреждениями.

Земельные территории включают в себя такие участки, точный правовой статус которых не определяется из-за отсутствия соответствующего пункта в классификациях или подтверждающей законодательной базы. Такие участки земли могут признаваться территориями с особой ценностью и быть объектов установления особого охранного режима.

Категория особо ценных земель в составе земель сельскохозяйственного назначения

Сельскохозяйственные территории отличаются наличием особой целевой специализации, поэтому законодательством исключаются любые варианты нарушения правового режима и целевого предназначения. Однако данная категория также включает в себя особый класс – особо ценные земли в составе территорий сельскохозяйственного предназначения, которые имеют следующий состав:

  • ценные виды почвы и черноземов, которые отличаются повышенными плодородными свойствами;
  • территории опытных полей, которые используются для научных экспертиз и исследований;
  • территории, которые находятся в пользовании государственных и муниципальных агротехнологических предприятий;
  • торфяные залежи, которые расположены на значительной глубине или же находятся в осушенном состоянии;
  • участки, которые находятся в распоряжении научно-исследовательских и образовательных заведений;
  • территории, которые имеют значительное культурное и историческое значение для народов страны;
  • земли природно-заповедного, рекреационного значения, которые предусматривают особый природоохранный режим.

Отнесение таких территорий к классу особо ценных в составе сельскохозяйственных земель осуществляется на основании их природных качеств и плодородных свойств, а также с учетом возможности их применения для удовлетворения социальных и культурных потребностей населения. Стоит обратить внимание, что почва повышенного качества относится к особо ценным лишь при условии включения ее в состав сельскохозяйственных территорий.

Особо ценные земли в составе сельскохозяйственных территорий могут быть исключены из пользования на основании земельного законодательства и при условии согласования данного процесса с Правительством РФ.

Территории, которые представляют особую ценность в составе сельскохозяйственных участков, могут находиться в государственной, муниципальной собственности или же быть в распоряжении частных физических и юридических лиц. Земельное законодательство предусматривает возможность изъятия земельных участков из собственности, владения или пользования только при соблюдении законной процедуры.

Безвозмездное принудительное изъятие особо ценных категорий земель из состава сельскохозяйственных участков невозможно, так как осуществляется лишь на основании договора, при условии выплаты материального возмещения и утраченной выгоды, а также в форме выкупа для удовлетворения общественных потребностей.

Сохранение особо ценных земель

Земельное законодательство констатирует приоритет сохранения особо ценных земель, который полностью запрещает и исключает возможность изменения целевой специализации данных территорий. Сохранению земель особой ценности подлежат следующие виды территорий:

  • земли повышенной ценности, которые находятся в составе территорий сельскохозяйственного предназначения;
  • территории, которые включают в себя защитные лесные насаждения;
  • участки, на которых находятся уникальные природные комплексы;
  • земельные территории, в пределах которых находятся народные объекты культурного наследия.

Передовыми целями мер по сохранению земель повышенной ценности являются:

  • предотвращение возможного загрязнения химическими, техногенными или биологическими факторами, структурной деградации, снижения плодородных свойств и качеств почвы, порчи и уничтожения земельных территорий;
  • ликвидация всевозможных вредоносных факторов, а также последствий их воздействия;
  • обеспечение и контроль соблюдения правил целевого предназначения и порядка использования территорий с особой ценностью;
  • восстановление плодородных свойств на ценных территориях, которые включены в состав земель сельскохозяйственного предназначения.

Таким образом, процесс сохранения и защиты территорий с повышенной ценностью заключается в активной деятельности органов государственной и муниципальной власти, а также физических и юридических лиц, которая направлена на сохранение земли, природных объектов и культурно-исторических комплексов. В данном случае земельные участки рассматриваются не только как основной природный ресурс государства, компонент окружающей среды, но и объект важного социального и культурного значения.

  • Как вывести землю из категории земли повышенной ценности

Ольга11.03.2019 17:03

Добрый день, Ольга. Как поменять категорию земли, и какие необходимо подготовить документы: Грамотно составленное ходатайство (с учетом всех юридических требований, с указанием существующей категории земли и желаемой, четкое обоснование позиции). Документы, подтверждающие вашу личность.

Правоустанавливающие бумаги, где вы являетесь полноправным владельцем земли. Документы на землю с описанием и кадастровым номером. Квитанции об уплате сборов, налогов и т. д. Весь пакет документов передается в исполнительные органы и вам обязаны ответить в тридцатидневный срок.

Проблема в том, что чиновники очень часто возвращают такие документы по причине несоответствия каким-то требованиям. И начинается волокита, которая затягивается на долгие месяцы.

Но и это не самое страшное: чиновники могут вам отказать по причине невозможности такого перевода, не затрудняясь объяснить все нюансы и возможные выходы.При возникновении сложностей, рекомендую обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам.

Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов nm@advokat-malov.ru По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (495) 228-26-51 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html   

Сайботалов Вадим Владимирович11.03.2019 17:50

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Федорова Любовь Петровна11.03.2019 18:31

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/osobo-cennye-zemli.html

Что такое земли водного фонда? Характеристика, правовой режим и особенности оформления договора аренды

Наша страна обладает огромными запасами пресной воды: порядка 10 процентов мирового речного стока (больше только у Бразилии).

Рациональное использование водных ресурсов в России признается одним из ключевых факторов реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Именно поэтому во всех вопросах водопользования приоритет отдается охране водных объектов, а не их использованию.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18. Это быстро и бесплатно!

Показать содержание

Что это такое?

Земли водного фонда — это дно и прилегающие земли поверхностных водных объектов как природного, так рукотворного происхождения.

Законодатель рассматривает поверхностный водный объект как единую сложную систему, состоящую из земельного участка, вод, покрывающих его, и земель, прилегающих к береговой линии.

Существенные признаки объекта

  1. Гидравлическая взаимосвязь с окружающей природной средой. Полностью изолированные водоемы, например, бассейны, резервуары с водой вне зависимости от их объема и расположения не относятся к водным объектам.
  2. Постоянство.

    Временные скопления вод (например, в результате ливня, разлива рек, таяния снега) по закону не относятся к водным объектам.

  3. Входит в состав водного фонда. Водный объект должен быть включен (или должен подлежать включению) в государственный водный реестр.

    Например, если искусственный пруд для разведения рыбы зарегистрирован в качестве имущества, то он будет рассматриваться законом как объект не водных, а гражданских и иных правоотношений.

Только поверхностные водные объекты могут иметь в своем составе земли водного фонда.

Подземные водные объекты включают подземные воды, находящиеся в гидравлической связи, и вмещающие их горные породы, при этом участок земли, в недрах которого они сосредоточены, может относиться к другой категории земель, например, сельскохозяйственного назначения.

Понятие и общая характеристика

Земельный кодекс РФ в ст. 102 относит к водному фонду помимо земель, занятых непосредственно водными объектами, также примыкающие к ним земли, необходимые для рационального использования водных ресурсов или защиты от вредного воздействия вод.

К ним относятся водоохранные зоны и территории, занятые под специальные гидротехнические сооружения и комплексы: насосные станции, очистные сооружения, плотины, дамбы, судоподъемники, причалы (пирсы), молы, водосбросы, водозаборы, мосты, судоходные шлюзы, рыбозащитные и рыбопропускные сооружения, берегозащитные и другие конструкции.

Какие территории относятся к этой категории?

Итак, в составе водного фонда можно выделить земли двух видов:

  1. Земли, постоянно покрытые водой (их еще называют водопокрытыми). Составляют около 99% земель водного фонда. Это земли, занятые реками, озерами, внутренними и территориальными морями (и их отдельными частями, такими как бухты, заливы, лиманы и т.д.), водохранилищами, каналами, болотами, ледниками и снежниками (за исключением тундровой и лесотундровой природных зон).
  2. Земли, прилегающие к водным объектам. Береговые полосы, полосы отвода каналов и водоемов, охранные зоны, прилегающие к водоемам земельные участки, выделенные для установления водозаборов, гидротехнических и водохозяйственных конструкций.

Справка! Водный объект во взаимосвязи с установленным на нем гидротехническим комплексом образует единую водохозяйственную систему.

Границы поверхностного водного объекта определяются следующим образом:

  • для морей — по линии максимального отлива;
  • для рек, озер — по среднемноголетнему уровню вод;
  • для прудов и водохранилищ — по нормальному уровню воды, не покрытой льдом;
  • для болот — по границам залежей торфа.

Береговая полоса поверхностного водного объекта общего пользования предназначается также для общего пользования (ч. 6 ст. 6 ВК РФ). Закон запрещает приватизацию земли в пределах береговой полосы, а также участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8 ст. 27 ЗК РФ).

Правовой режим и положение

Земли водного фонда при своей общей неоднородности имеют единый правовой режим, который устанавливается Земельным и Водным кодексами РФ, федеральными законами «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также водной стратегией РФ на период до 2020 года.

Особенности правового режима данной категории земель непосредственно связаны с их назначением — организацией рационального использования и охраны вод как важнейшего ограниченного природного ресурса.

Кто является собственником?

В соответствии со ст. 8 ВК РФ водные объекты в совокупности с земельными участками, на которых они расположены, находятся в федеральной собственности (собственности Российской Федерации).

В собственности субъектов РФ, муниципалитетов, физических и юридических лиц могут находиться только так называемые обособленные водные объекты в составе земельного участка — искусственные непроточные водоемы небольшой площади, не имеющие при этом соединения с другими поверхностными водными объектами. К ним относятся пруды и обводненные карьеры.

В законе нет четкого определения, что такое пруд или обводненный карьер и чем они отличаются, к примеру, от водохранилищ. В соответствии с ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» можно определить пруд как мелководное водохранилище площадью не более одного квадратного километра.

Справка! Если земельный участок, на котором расположен пруд или обводненный карьер находится на территории двух и более субъектов РФ, то он будет являться собственностью Российской Федерации.

То же правило действует для приграничных водоемов, курортных и особо охраняемых экологических объектов.Таким образом, право частной собственности на водные объекты может возникать только в отношении земли, на которой они расположены, и прекращается одновременно с прекращением права собственности на упомянутый земельный участок.

Разрешенное использование

  • Водные объекты могут предоставляться частным лицам по договору в долгосрочное или краткосрочное пользование, при этом их права ограничиваются так называемыми водными сервитутами для забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств.
  • Владелец земельного участка имеет право использовать в личных целях подземные воды или с учетом санитарно-гигиенических и строительных требований создать пруд (обводненный карьер), если это не противоречит текущему законодательству или интересам других граждан.
  • О видах разрешенного использования различных категорий земель мы подробно рассказывали здесь.

Справка! Закон запрещает выделение земельных участков на водопокрытых землях, а также отчуждение обособленного водного объекта без земельного участка, в границах которых он расположен.

Земельный участок, в границах которого находится водный объект нельзя разделить, если для этого потребуется разграничение пруда или обводненного карьера.

Закон может устанавливать особые водоохранные зоны на участках, примыкающих к береговой линии морей, рек, озер, водохранилищ. В зонах водоохраны запрещено:

  • распахивать земли;
  • производить вырубку или корчевку деревьев (кроме предусмотренных законом санитарных нужд);
  • устраивать животноводческие фермы;
  • размещать кладбища, иные захоронения и скотомогильники;
  • проводить химические работы, использовать ядохимикаты, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
  • мыть и заправлять автотранспорт, устраивать автостоянки;
  • организовывать сбор и хранение мусора.

Охраняемые водные зоны подразделяют на три пояса:

  1. Пояс зоны строгого режима — охраняемая территория водозабора и гидротехнических сооружений. Здесь запрещено постоянное или временное нахождение посторонних лиц, допускаются только люди, работающие на водопроводных станциях.
  2. Пояс зоны ограничений — земли, примыкающие к источникам воды. На данной территории требуется особое разрешение санитарного надзора на такие виды деятельности как строительство, прокладка дорог, использование земель для сельскохозяйственных целей и так далее.
  3. Пояс зоны наблюдений — смежная территория, на которой проводится учет инфекционных заболеваний для предотвращения их распространения через водопровод.

Управление и мониторинг

Основным принципом управления водным фондом в РФ является бассейновый подход, который подразумевает выделение на всей территории России так называемых бассейновых округов (на данный момент их 21), каждый из которых состоит из речного бассейна и связанных с ним подземных водоемов.

В рамках одного бассейного округа формируется бассейновый совет, включающий представителей органов исполнительной власти, субъектов РФ и местного самоуправления. В бассейновом совете могут принимать участие лица, представляющие интересы водопользователей, общественных организаций и общин малочисленных народов.

Мониторинг земель водных объектов осуществляется государством и включает регулярные наблюдения за состоянием поверхностных и подземных водных объектов, а также прогнозирование возможных изменений состояния водных ресурсов.

Ведение государственного мониторинга осуществляется на нескольких уровнях:

  • локальном (водопользователи);
  • территориальном;
  • региональном;
  • федеральном.

Ведение Государственного водного кадастра осуществляется Министерством природных ресурсов и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Аренда

Не требуется заключать договор или получать специальное разрешение органа власти на водопользование в следующих случаях:

  1. Деятельность, связанная с использованием водных транспортных средств (может потребоваться наличие лицензии):
    • плавание маломерных судов, таких как гидроциклы, лодки, катера, байдарки, катамараны, парусные суда длиной менее 20 метров;
    • речное и морское судоходство;
    • разовый взлет и посадка воздушных судов (например, гидросамолетов, амфибий);
    • забор воды судами для технических нужд.
  2. Традиционное природопользование и охрана природных ресурсов:
    • охота, рыболовство;
    • рыбоводство и аквакультура (если при этом не происходит забор воды из водоема или сброс сточных вод).
  3. Научно-исследовательские и учебные цели:
    • геологическое изучение;
    • гидрографическая и топографическая деятельность;
    • геофизические, геодезические и водолазные работы.
  4. Иные, предусмотренные законом, случаи:
    • полив садовых, дачных или огородных участков;
    • водопой скота (вне пределов зон санитарной охраны);
    • купание, занятия спортом, отдых, бытовые и лечебные нужды граждан (если санитарно-эпидемиологическая экспертиза признала водоем безопасным).

За нарушение правил водопользования грозит штраф (КоАП РФ Статья 8.14):

  • для граждан его размер составляет от 500 до 1000 рублей;
  • для ИП — от 20 до 30 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 80 до 100 тысяч рублей.

Взять в аренду участок земли, относящейся к водному фонду, то есть приобрести право водопользования, можно путем заключения соответствующего договора между собственником и заинтересованным лицом.

Закон разрешает заключать договор водопользования для следующих целей:

  • забор воды с поверхности водоема;
  • использование акватории, в том числе для создания рекреационной зоны;
  • производство электроэнергии без изъятия водных ресурсов (создание гидроэнергетических сооружений).

ВАЖНО! По окончании срока аренды арендатор обязан за свой счет произвести демонтаж установленного оборудования и конструкций.

Если земля относится к федеральным объектам, то со стороны арендодателя договор заключает Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) или его подразделения. Если же участок принадлежит муниципалитету, то арендодателем будет выступать орган местного самоуправления.

Как оформить договор аренды?

  1. Обратиться в соответствующее бассейновое водное управление для выяснения, внесен ли интересующий вас земельный участок в водный реестр.

    Только после получения подтверждения можно приступать к следующему шагу, ведь если данный водный объект по какой-то причине не внесен в реестр, оформить на него право водопользования будет практически невозможно.

  2. Оформление пакета документов:
    • кадастровый план акватории (составляется кадастровым инженером);
    • проект планируемых построек с указанием их назначения и точных размеров (подойдет любая проектная организация);
    • план водоохранных мероприятий на весь срок водопользования;
    • схема водопользования;
    • технические сведения об оборудовании, если таковое планируется к установке;
    • заявление по форме, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии России;
    • копии удостоверяющих документов физлица или учредительного документа (устава) юрлица;
    • доверенность (при осуществлении действий от имени заявителя).
  3. С подготовленными документами надо обратиться в водное бассейновое управление, которое должно выдать разрешение на строительство.

    ВАЖНО! Разрешение на строительство не дает права водопользования.

  4. Заключение договора аренды. Водное бассейновое управление выставляет на аукцион выбранный вами участок. С победителем аукциона и заключается, собственно, договор аренды, дающий право пользования водоемом. Обязательными условиями договора являются:
    • границы водного объекта;
    • цели использования арендуемых земель;
    • цена договора;
    • срок аренды (максимальный срок — 20 лет, но по его истечении арендатор будет иметь преимущественное право на повторное заключение договора).

    Договор аренды земель водного фонда подлежит обязательной регистрации в государственном водном реестре.

Вы можете взять в аренду и участок береговой полосы общего пользования (например, чтобы поставить гараж для лодки) при условии обеспечения свободного прохода граждан к водоему и отсутствия капитальных построек.

Заключение

Как мы видим, государство существенно ограничивает возможности хозяйственного использования земель водного фонда, устанавливая особый правовой режим для водных объектов.

Однако учитывая стратегическую и социальную значимость водных ресурсов в современном обществе, не удивительно, что любые виды деятельности, чуждые водному хозяйству, допускаются лишь в качестве второстепенных либо временных при условии сохранения преимущественно публичной формы собственности на земли водного фонда и контроля за их использованием со стороны органов власти.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 938-46-18 (Москва)

+7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/kategorii/vodnogo-fonda.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector