Земли запаса — это почвенный резерв, не эксплуатируемый и не обремененный хозяйственным назначением

Главная > Земля > Земли запаса — правовой режим и когда допускается использование

Земли запаса - это почвенный резерв, не эксплуатируемый и не обремененный хозяйственным назначением

  • Общие сведения
  • Что такое земли запаса
  • Правила применения резервного фонда
  • Перевести резервный участок в иную целевую категорию

Некоторые категории земли на слуху у всех и их названия, которые сами говорят за себя, указывают на направление использования – сельскохозяйственного назначения и земли поселений, производства. А вот на какие нужды разрешается использование земли запаса, не совсем понятно.

Но в любом случае, чтобы начать использовать запасные территории, их надо перевести в категорию разрешённого землепользования. Особенно много неосвоенных площадей в регионах Сибири Дальнего Востока.

Для их освоения действует государственная программа «бесплатный гектар», по которой эти участки передаются в собственность российским гражданам.

Общие сведения

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,
но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,

  • как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:
  • 8 (499) 703-15-47 — Москва
    8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург
  • или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!
  • Все консультации у юристов бесплатны.

Поскольку земли резерва являются особым видом территорий, то и режим их использования регулируется в законодательном плане тоже в особом порядке.

Основой для любых действий в их отношении является Земельный Кодекс, а конкретнее – статьи кодекса 103 и 80, предусматривающие права пользователей. Последняя статья устанавливает правила образования резерва земель для последующего их перераспределения.

Относительно перевода резервированной площади в категорию предназначенных для использования, то здесь руководствуются законом «О переводе земель в другую категорию».

На основе федеральных законов разрабатываются и региональные, уточняющие порядок регулирования обращения земельного запаса. А также местные законы определяют и конкретизируют порядок перевода земли для использования в тех или иных целях.

Что такое земли запаса

Понятие о землях запаса содержится в сто третьей статье Земельного кодекса: они образуются участками, по закону выведенными из обращения. К ним могут относиться следующие территории:

  • Земли запаса - это почвенный резерв, не эксплуатируемый и не обремененный хозяйственным назначениемвременно неиспользуемые аграрные земли по причине падения их урожайности;
  • сельхозугодий, не вовлекаемых в эксплуатацию по причине достаточного количества уже обрабатываемых участков, которые обеспечивают потребности как внутреннего, так и внешнего рынка;
  • земфонд лесного хозяйства и неиспользуемые участки с кустарниковыми растениями или запланированные для застройки производственными объектами, коммуникационными сооружениями;
  • площади прудов, озёр и поймы рек, невостребованные из-за негодности в других сферах использования, кроме как в целях отдыха и развлечений.

К землям запаса относятся земли, находящиеся в собственности у государства. По иерархической принадлежности собственности государственного имущества резервные территории делятся на три группы. Это земфонды:

  • общегосударственные – с расположением на них объектов федеративного уровня и территории с приватизированными сооружениями, которые до разгосударствления находились в федеральной собственности, а теперь это право перешло предприятиям;
  • региональные – территории, включённые в границы муниципалитетов, или непосредственно расположенные в контуре субъекта РФ и участки, принадлежавшие до разгосударствления региону;
  • муниципальные – это все участки, не вошедшие в первые две группы.

Использование земель запаса допускается при возникновении острой потребности в них при условии, что их перевод в иную категорию был выполнен согласно правовым нормам и с учётом вероятного направления применения таких участков.

Правила применения резервного фонда

Существуют конкретные правила использования государственного резерва и в них строго определено, в каких случаях разрешено использовать ресурсные земли. Без изменения категории земли запаса могут использоваться для следующих нужд:

  • Земли запаса - это почвенный резерв, не эксплуатируемый и не обремененный хозяйственным назначениемв интересах населения прилегающих территорий, если площадь резервного участка не является закрытой территорией. Пример – по участку течёт река, в ней водится сом и право гражданина его ловить, потому как нет запрета на ловлю такой рыбы. Значит, рыбалка в реке на этой территории разрешена;
  • можно также и охотиться на территории резервного фонда и прогонять через эту площадь стадо домашних животных к местам пастбищ, останавливаться при прогоне запрещено;
  • разрешены и работы по валке сухостойных деревьев без рубки живых деревьев при условии, что такая лесозаготовка производится в форме создания запаса дров для собственного пользования, а не в коммерческих целях.

Этот список исчерпывающий, других вариантов использования собственности без изменения категории и нарушения права нет. А теперь об использовании земли из резервного фонда в другой разряд.

Перевести резервный участок в иную целевую категорию

  1. Регламент перевода территории из разряда резерва в другую группу установлен законодательством РФ.

    Такой трансферт право разрешает в особых ситуациях:

  • создание национальных парков природы, заповедников и других естественных образований с особо охраняемым режимом природопользования;
  • при возникновении необходимости пересмотра пограничных территорий регионов или муниципалитетов, и в случаях появления вновь созданных административных единиц;
  • Земли запаса - это почвенный резерв, не эксплуатируемый и не обремененный хозяйственным назначениемесли выявляется необходимость приостановить землепользование в связи с истощением ресурса, как, например, при не урожайности;
  • чтобы проложить коммуникации и возвести сооружения при новом строительстве и реконструкции действующих предприятий общественного направления – строительство дорог и подъездных путей, водозаборов и электроподстанций, школ и медицинских центров;
  • строительство оборонных объектов в целях укрепления безопасности в приграничных районах и по всей стране – новейших полигонов и военных городков, других сооружений армейского назначения;
  • вовлечение в эксплуатацию неиспользуемых рудопроявлений с целью их разведки и строительства горнодобывающих предприятий.

В настоящее время другие причины для передачи земель из резерва на основе права не предусмотрены. Такое положение дел будет сохраняться до очередного изменения законодательства.

Чтобы выполнить передачу территорий из запаса, необходимо руководствоваться ФЗ «О переводе земель…». В соответствии с регламентом, изложенным в этом нормативном документе, исполняется передача следующим образом:

  1. Подаётся заявление с просьбой о переводе конкретных участков в другую категорию. Адресуется такое прошение собственнику соответствующего иерархического уровня – государству в лице Правительства, региону в лице его административного органа или в муниципалитет.
  2. Земли запаса - это почвенный резерв, не эксплуатируемый и не обремененный хозяйственным назначениемПодготавливаются обосновывающие передачу бумаги и справки, подтверждающие законность просьбы, и документы о возможности использования земель запаса в заявленных целях.
  3. В установленный срок пакет собранных документов рассматривается, комиссия выезжает непосредственно на запрашиваемый участок, и принимает решение о переводе земли в разряд заявленной категории или об отказе. Это излагается в виде Постановления административного органа.

При положительном решении производятся соответствующие действия по внесению необходимых изменений в учётные и регистрационные документы на разрешённый участок.

Земли резерва не могут использоваться до передачи в другую категорию без нарушения права, не могут они быть и проданы или переданы гражданам, организациям.

А после оформления законным образом перевода в иную категорию пользования, запреты на действия с участком снимаются, если соблюдается правило использования в установленных целях.

Внимание!

В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите вопрос в форме ниже:

Источник: https://domovik.guru/zemlya/chast-neispolzuemoj-territorii-v-strane-eto-zemli-zapasa.html

Земли запаса: описание, состав и правовой режим в 2019 году

Время чтения: 5 минут

Земельные участки в РФ могут применяться для промышленных, сельскохозяйственных, социальных целей. В зависимости от этого все участки поделены на несколько категорий.

Значительную площадь занимают земли запаса. Эти участки – своего рода резерв для федеральной или местной власти, который можно отвести под разные цели в зависимости от потребности.

Для этого нужно пройти определенные процедуры.

Земли запаса - это почвенный резерв, не эксплуатируемый и не обремененный хозяйственным назначением

Характеристика земель запаса

Приступая к изучению вопроса, обсудим статус и предназначение таких территорий. В первую очередь нужно выяснить, что такое земли запаса.

Согласно Земельному кодексу РФ, существуют следующие виды земель:

В соответствии со ст. 103 ЗК РФ, к последней категории относятся территории, принадлежащие государственным или муниципальным органам власти, кроме земель для сельскохозяйственных целей. То есть это все земли, которые не относятся ни к одному из предыдущих видов и не могут использоваться.

Стоит также упомянуть, что значит неиспользуемые земли. Такой статус определенные участки получают из-за того, что у земель запаса отсутствует целевое назначение. А, согласно законодательству, использовать любую территорию можно лишь в соответствии с ее целевым назначением.

Как следует из ст. 103 ЗК РФ, запрещено передавать такие участки арендаторам или новым собственникам без перевода наделов в другую категорию.

Земли запаса предоставляются на правах пользования для осуществления некоторых видов деятельности: например, на них можно проводить геодезические, кадастровые и другие работы по исследованию местности (ч.2 ст.103 ЗК РФ). Однако поскольку эксплуатация будет сопровождаться значительным влиянием на участок, законодательно предусмотрена необходимость перевода территории в иную категорию.

Что может быть отнесено к территориям запаса

К землям запаса относятся земли, которые:

  • не востребованы и являются частью сельскохозяйственных угодий;
  • изъяты у собственников по решению суда за нарушения законодательства;
  • выкуплены у частных собственников;
  • утратили правообладателя в связи с отказом собственника;
  • отошли государству по завещанию;
  • были предоставлены в срочное пользование, по истечении срока;
  • непригодны к использованию в силу своего качества: загрязненные, зараженные и так далее.

Данный перечень не является исчерпывающим. Особое место в нем занимают земли запаса в муниципальной собственности.

К ним часто относят участки, которые никем не освоены или перешли к местным властям из-за прекращения прав граждан на них.

Это часто происходит, когда муниципалитет выкупает земли у граждан для использования в будущем или получает в собственность территорию, которую никто не унаследовал.

Использование местных территорий запаса возможно, но оно будет специфичным.

  • Так, разрешенное использование земли запаса предусматривает выпас скота или охоту, но воздвигать капитальные сооружения или выращивать сельскохозяйственные культуры запрещено.
  • Чаще всего такие участки, находящиеся в собственности местных властей, просто не успели перевести в иную категорию или в силу своих характеристик они вообще не пригодны к какому-либо использованию.
  • Земли запаса - это почвенный резерв, не эксплуатируемый и не обремененный хозяйственным назначением

Правовое положение земель запаса

Земли запаса находятся в собственности государства или местных властей, что является одним из основных признаков данного вида территорий. Это не значит, что они бесхозны и забыты: такие участки находятся на особом учете. В кадастровой документации указана вся экономическая и правовая информация, а закон защищает их от любых действий, на которые отсутствует согласие органов власти.

Подобные территории нельзя выделять физическим или юридическим лицам.

Использование земель запаса допускается после перевода в другую категорию и определения их целевого назначения.

Это обеспечивает их сохранность, ведь существуют разные требования к эксплуатации территорий и способы защиты от повреждения участков, применяемых в определенных видах деятельности.

Например, использование под постройку промышленных объектов предполагает одни мероприятия по защите земель, а осуществление сельскохозяйственной деятельности – другие.

Бесхозные территории, информация о которых не содержится в государственном кадастре недвижимости, не могут стать землями запаса. Только после того как отсутствие собственника отразится в соответствующих решениях местных властей, а земли сдадут муниципалитету, их можно относить к различным категориям.

Изменение категории земель

Если земли запаса находятся в собственности государства или муниципалитета продолжительное время, это значит, что найти им максимально эффективное применение не получается.

Однако все может быстро поменяться. Например, в крупных населенных пунктах часто не хватает места для постройки жилых домов, в связи с чем приходится увеличивать городскую площадь, чтобы вместить жителей и объекты инфраструктуры.

Процесс изменения категории земель занимает много времени. Потребуется немало исследований, экспертиз и согласований прежде чем власти примут решение о необходимости определения целевого назначения территории.

Один из важнейших документов в этом процессе – заключение государственной экологической инспекции РФ, допускающее смену категории земли и гарантирующее отсутствие негативных последствий этого решения.

Окончательное решение принимает муниципалитет или орган федеральной власти, в ведении которого находится участок.

Рекомендуем более детально ознакомиться с тем, какие существуют категории земель в РФ.

Земли запаса - это почвенный резерв, не эксплуатируемый и не обремененный хозяйственным назначением

Возможные категории

Земли запаса можно перевести не в любую категорию, а лишь в одну из перечисленных ниже:

  1. Территории сельскохозяйственного назначения. На таких участках можно не только вести сельское хозяйство, но и строить дороги, коммуникации и здания, которые будут обеспечивать эту деятельность.
  2. Наделы населенных пунктов. Территория предоставляется для застройки жилыми и инфраструктурными объектами.
  3. Земли промышленности. Участки находятся за пределами населенных пунктов и применяются для строительства производственных зданий и сооружений, промышленной деятельности.
  4. Участки лесного и водного фонда.
  5. Охраняемые территории. Это особо важные объекты, имеющие высокую культурную или экономическую ценность. Примеры таких территорий – заповедники и заказники Российской Федерации.

Перевод земель в другую категорию

Для отнесения участка к иной категории заявитель должен подать ходатайство. В нем следует указать:

  • кадастровый номер участка;
  • нынешнюю и желаемую категорию участка;
  • причину запроса.

К заявлению о присвоении территории новой категории следует приложить документы, удостоверяющие личность заявителя, а также:

Земли запаса - это почвенный резерв, не эксплуатируемый и не обремененный хозяйственным назначением

Ответственность за незаконную эксплуатацию

За незаконное использование любых территорий, в том числе относящихся к категории запаса, в законодательстве предусмотрено несколько видов ответственности.

  1. Финансовая. Нарушитель возмещает весь материальный ущерб, причиненный его действиями.
  2. Административная – за самовольное занятие земли предусмотрен штраф (ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях).
  3. В соответствии с положениями ст. 76 Земельного кодекса РФ, самовольно занятые участки подлежат возврату собственникам без возмещения затрат за время незаконного пользования.
  4. Согласно ст. 254 Уголовного кодекса РФ, предусмотрена ответственность за интоксикацию или засорение грунтовых почв.

Мероприятия по охране земель

Охрана участков запаса – это комплекс действий, направленных на сохранение качества земель, повышение их продуктивности и плодородности. К мероприятиям по охране территорий можно отнести:

  • защиту земель от эрозии, подтопления, заболачивания и другого негативного воздействия природного характера;
  • действия по сохранению почв и их плодородности;
  • защиту сельхозугодий от зарастания сорными растениями;
  • ликвидацию последствий загрязнения, в том числе техногенного характера;
  • разработку законодательных актов в сфере охраны земель.

Для этого создаются федеральные, региональные и местные программы, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по обеспечению сохранности участков с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности охранных мероприятий проводится с учетом экологической экспертизы, санитарно-гигиенических и иных законодательных требований.

Подробная информация содержится «Правовая охрана земель».

Основные проблемы перераспределения участков

Россия занимает огромную площадь, а управление таким большим количеством территорий сопровождается проблемами в сфере перераспределения земель. К основным трудностям можно отнести:

  1. Бюрократизацию и длительный срок смены категории территории. Это приводит к задержке развития земель и даже может создавать препятствия для реализации национальных проектов.
  2. Обременение сервитутами участков, для которых запланировано изменение целевого назначения.
  3. Отсутствие надлежащим образом оформленной документации на землю или ее утеря.
  4. Невозможность перевести территорию в другую категорию из-за ее состояния: загрязнения, эрозии и так далее.

Выводы

Земли запаса – своеобразный резерв территорий местной или общегосударственной власти. Пока участки находятся в этом статусе, их использование запрещено законом. Чтобы приступить к эксплуатации, сначала нужно изменить целевое назначение.

Хотя этот процесс достаточно продолжителен, он позволяет убедиться, что территорию можно использовать в планируемых целях.

Граждане, начавшие использовать земли запаса без перевода в другие категории, будут нести ответственность, вплоть до уголовной.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/zemli-zapasa.html

Земли запаса

Земли запаса - это почвенный резерв, не эксплуатируемый и не обремененный хозяйственным назначением

Землями запаса обычно расширяют прочие категории земель – для удовлетворения растущих запросов промышленных и сельхозпредприятий. Находятся они на контроле местных органов самоуправления и при изменении статуса распоряжение ими (временное или постоянное) переходит к заинтересованным организациям или предприятиям.

Правовой режим земель запаса

Законодательство причисляет к землям запаса находящиеся в государственной либо муниципальной собственности земли, не предоставленные в пользование гражданам или юридическим лицам (исключение – фонд перераспределения земель). Земли без владельцев закон автоматически относит к разряду муниципальных или государственных, специального решения по ним не выносится. Земли запаса:

  • не эксплуатируются юридическими и физическими лицами;
  • не учтены в регламенте градостроительства (из-за неопределенного целевого назначения);
  • могут переводиться в иную категорию земель;
  • подразумевают распределение ответственности между органами власти разного уровня;
  • могут перейти в аренду, собственность физических или юридических лиц (после изменения целевого статуса);
  • могут участвовать в программах по улучшению и очищению земель;
  • могут применяться для охоты, разработки недр, других целей.

К землям запаса причисляют также участки земельных фондов:

На не оформленных землях запаса разрешено проводить поисковые, изыскательские, геодезические, кадастровые работы.

Перевод земель запаса

Необходимость в смене статуса земель запаса появляется по разным причинам. Самая «популярная» – дефицит мест для строительства в населенных пунктах. Территории, пригодные для застройки, «сдвигаются» на окраины, где обычно и расположены земли запаса.

Смена категории возможна лишь после установленного законом формирования участка земли. Это довольно сложный и длительный процесс. Властные органы того или иного уровня утверждают правовой акт о причислении участка к землям конкретной категории – с учетом цели предполагаемой эксплуатации.

Участки в пределах населенных пунктов относят к землям этих населенных пунктов, вне их пределов – к иной категории земель (базируясь на факте их эксплуатации, подтвержденном документально). Новые данные о статусе участка земли в месячный срок бесплатно вносят в документы кадастра (на основании заявления обладателя прав). Претерпевают изменения и записи Росреестра.

Формирование участка земли подразумевает:

  • разработку проекта его границ;
  • визуализацию границ на месте;
  • определение его разрешенного применения.

Пределы участка земли устанавливают относительно его естественных рубежей и рубежей смежных участков. Земельные участки могут формироваться несколькими способами:

  1. Раздел. Формируется несколько участков. Изначальный земельный участок документально ликвидируется (за исключением ряда случаев, оговоренных в законодательстве). Претендент обретает право собственности на все образованные в результате раздела участки;
  2. Выдел. В случае выдела доли (долей) из земельного участка, состоящего в долевой собственности. При выделе образуется один или несколько участков, изначальный сохраняется в измененных границах. Заявитель (участник долевой собственности) обретает право собственности на сформированный участок земли, утрачивая право долевой собственности на первоначальный участок;
  3. Объединение. Из нескольких смежных участков земли образуется один. Существование смежных участков прекращается. Заявитель обретает право собственности на формируемый земельный участок;
  4. Перераспределение. Из нескольких смежных участков земли формируется несколько иных смежных участков. Изначальные участки прекращают свое существование. При перераспределении находящихся в частной собственности участков земли их владельцы обретают право собственности на сформированные земельные участки (согласно соглашению между собственниками).

Разумеется, каждый из способов формирования земельных участков имеет свои тонкости. Подробно существующие варианты и ограничения процедур прописаны в главе 1.1 Земельного кодекса РФ.

Общая площадь резервных земель по разным обоснованиям регулярно уменьшается, в редких случаях – возрастает.

Требования к формируемым и измененным участкам

При формировании земельного участка существуют определенные требования, установленные законодательством:

  1. Предельные размеры участков определяются градостроительными регламентами. Если на участки действие регламентов не распространяется или в их отношении регламенты не устанавливаются, предельные размеры определяют в соответствии с Земельным кодексом, другими законами федерального значения;
  2. Границы участков не должны пересекаться с границами муниципальных образований и (или) населенных пунктов;
  3. Запрещается формирование земельного участка, если оно препятствует возможности разрешенного использования находящихся на участке объектов недвижимости;
  4. Запрещаются раздел, выдел или перераспределение участков, если их разрешенному использованию препятствуют сохраняемые обременения;
  5. Образование участков не должно вызывать недостатков, препятствующих их рациональному применению и охране земель (вклинивание и изломанность границ, чересполосица, препятствия для возведения объектов недвижимости).
  6. Образованный участок не должен пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков (кроме случаев, когда участок образован для геологического изучения недр, разработки месторождений, водохранилищ, гидротехнических сооружений).

Порядок изменения категории земель запаса неполон. А правовое регулирование обоснований процедуры содержит множество отсылочных норм.

Возможное назначение земель запаса

Законодательство предусматривает причисление земель запаса в одну из категорий земель:

  1. Сельхозназначения – возможна не только сельскохозяйственная деятельность. Здесь могут размещаться дороги и коммуникации хозяйственного назначения, лесные посадки, объекты водной инфраструктуры, постройки для складирования и обработки сельхозпродукции;
  2. Населенных пунктов – для жилой застройки;
  3. Промышленности – для хозяйствования промышленных предприятий, в том числе для возведения производственных мощностей (за пределами населенных пунктов);
  4. Охраняемые – обладающие природной ценностью (заказники, заповедники);
  5. Водного и лесного фондов.

При различиях между сведениями в документах владельца и кадастра предпочтение имеют бумаги правообладателя (если оформление участка земли произошло после 5 января 2005 года).

Процесс изменения категории земель

Чтобы арендовать земли запаса, нужно перевести участок в иную категорию, представив в местную администрацию соответствующее ходатайство, содержащее:

  • номер участка по кадастру;
  • категории земель (реальную и планируемую);
  • причины изменения категории;
  • права на земельный участок (при наличии).

Кроме ходатайства, будущий арендатор представляет:

  • копию удостоверения личности (для физических лиц), документ из единого Госреестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей) или документ из единого Госреестра юридических лиц (для юридических лиц);
  • документ из кадастра о причислении участка к категории земель запаса;
  • документ из Росреестра о фактическом отсутствии у участка хозяина;
  • решение экологической госэкспертизы (если ее проведение предусмотрено законом);
  • согласие обладателя прав на земельный участок на его перевод из состава земель одной категории в другую (за исключением случая, когда правами на участок обладает лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении этого земельного участка).

Заявитель может получить отказ в рассмотрении его притязаний, если:

  • его признают ненадлежащим лицом для подобного обращения;
  • пакет документов не соответствует нормативам.

При отказе заявителю в течение 30 рабочих дней возвращают ходатайство. Органы власти представляют соответствующий акт, который можно обжаловать в суде. При положительном решении тоже готовится акт, только уже о присвоении категории. В этом акте будут означены:

  • поводы для перемены категории земель;
  • пределы участка, его номер по кадастру и площадь;
  • категории земель (прежняя и настоящая).

Перемена категории земель запаса – процесс непростой. Но если набраться терпения, досконально изучить вопрос или призвать на помощь квалифицированных юристов, невостребованная земля может принести весомую пользу. Причем не только ее новому владельцу или арендатору, но и государству.

Источник: http://www.landatlas.ru/kategorii-zemel/zemli-zapasa

Что значит неиспользуемые земли запаса и какой их правовой режим?

Земли запаса - это почвенный резерв, не эксплуатируемый и не обремененный хозяйственным назначением

Земли запаса разделяют всю территорию России. Обычно, использование данного ресурса происходит в момент выделения в аренду либо же в собственность каждого из этих участков. Их можно вернуть обратно в фонд, либо же добавить и благодаря этой процедуре происходит непрерывное пополнение земельных наделов. Что же входит в эту категорию? В данной статье вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы.

Что такое неиспользуемые земли запаса

Согласно закону, такими земельными фрагментами именуют обычно территорию, которая ранее не была представлена в использование, пожизненное владение и в дальнейшем не была передана в частную собственность для кого-либо.

Подобные земельные фрагменты могут существовать самостоятельно, и во многом это связано с отсутствием прав физических, а также юридических лиц на право пользоваться землей. Эта причина в недостаточной степени может отражать сущность режима, который действует.

Согласно принципиальному отличию от остальных категорий, земли запаса – это особая территория, целевое назначение которое пока еще не определили. При таком раскладе земля не может иметь ничего общего с аудиторией назначения и поэтому земельные наделы будут включены автоматически в эту категорию.

Угодья являются частью земельного фонда, они также обладают природными и хозяйственными свойствами, благодаря которым в дальнейшем можно установить их общее целевое назначение.

Какие критерии следует учитывать и чем руководствоваться при переводе угодий в категорию земель запаса? В законодательстве, которое действует, подобные пункты прописаны нечетко.

  • Статья 128 Земельного Кодекса сообщает о том, что состав земельных угодий запаса позволяет включать землю, которую ранее не использовали, либо же она была по каким-то причинам изъята, согласно установленному порядку у собственников, а также землепользователей.
  • Любые из определений, которые касаются земельных фрагментов и которые не были ранее использованы, позволяют осуществить перевод земли в другую категорию – земли запаса.
  • Категория под названием неиспользованные земельные наделы– это особая территория, которая ранее не была вовлечена в использование из-за ее непригодности, либо же не освоенности земли, которая утратила любые свои полезные свойства согласно ряду различных причин.
  • К подобным земельным наделам необходимо применять специальные мероприятия, которые позволят провести все необходимые манипуляции, касающиеся улучшению их состояния.

По закону не должен быть установлен полноценный механизм признания земли неиспользованной, кроме внесения ее в отдельную категорию земель запаса. Это прописано в статье 126 ЗК и есть отдельное упоминание о способе, который позволяет осуществлять охрану наделов, он выступает консервацией, так называемых деградированных земель, если нет возможности как-либо повлиять на плодородие почв.

С другой стороны, это утверждение никак не подтверждается на законодательном уровне. Только благодаря систематическому контролю за использованием и охраной земли есть возможность выявить наделы, которые на протяжении определенного времени не используются.

Можно это сделать благодаря мониторингу земли, который осуществляется согласно общему учету функций по управлению земельными наделами. В законе нет на этот счет какой-либо конкретной и в то же время исчерпывающей информации, либо же списка обязательных критериев, к землям, которые не используются.

В этот список следует внести угодья, которые из-за ряда причин выбыли из категории хозяйственного использования, либо же они были заброшены много лет назад своими владельцами и на протяжении всего периода никак не эксплуатировались.

В связи с этим, должна быть предоставлена информация о субъектах с указанием сроков, которые были ранее использованы: 1 год для сельскохозяйственного производства, либо же два года для несельскохозяйственных целей. Их можно отнести к категории неиспользованных территорий только в исключительных случаях.

По закону, подобное поведение входит в категорию неправомерного, и оно предусматривает изъятие земельного фрагмента.

С другой стороны, не все угодья, которые ранее выбыли из хозяйственного оборота можно смело отнести к категории неиспользуемых для осуществления операций по переводу в земли запаса.

К примеру, земли отчуждения были изъяты у собственников по причине радиоактивных загрязнений, их необходимо включить в категорию хозяйственного использования, но уже с другим правовым режимом.

В состав земель населенных пунктов включены несколько недостроенных угодий, которые могут быть включены в эту категорию и оставаться свободными на протяжении определенного времени. В таком случае, земли, которые были не использованы, включаются в категорию земель запаса, но только если их не отнесли к какой-либо иной из этих категорий.

Земельные наделы, которые ранее были изъяты у частных собственников земли — прежних владельцев, автоматически относятся к землям запаса, в случае если не было проведено перераспределение согласно установленному порядку.

Основания изъятия земли устанавливаются согласно Кодексу о земле, и они ведут к прекращению всех прав собственности. Не каждое из обстоятельств, которое было указано в качестве основания превращения, выступает изъятием с точки зрения юриспруденции.

Согласно добровольному отказу от земли либо же в процессе добровольного отчуждения угодья в адрес государственного пользования, истечения общего срока пользования может привести к переводу этой земли в запас, если только эти участки не перешли в собственность к другим персонам.

В то же время, любое изъятие земель для общественных и государственных нужд не предполагает дальнейшее рассмотрение их в качестве земель запаса. Поэтому, согласно информации, представленной в ст.128 Земельного Кодекса, любые попытки изъятия земель для включения их в категорию земель запаса подразумевают под собой запуск механизма перехода этих земель в новую категорию.

Кроме этого возникают вопросы касательно разграничения территории, которая не включена в собственность владения, пользования либо же частной собственности физических, а также юридических лиц или же земельного общего пользования.

Дело в том, что земли общего пользования всегда кому-то принадлежат, то есть относятся к какой-либо определенной категории (кроме земель запаса), хоты они и не закреплены в индивидуальном пользовании.

Земли общего пользования включены в общий состав использования земельного надела, либо же включены в категорию общественного пользования. Законодательство не регулирует общее использование земли как самостоятельное право на землю, так же оно не закрепляет ключевые особенности правового режима общего пользования.

Могут быть переведены в категорию земель запаса любые угодья, но для каждого из них есть свои ключевые особенности. Так, земельные наделы в пределах населенных пунктов вообще нельзя классифицировать как земли запаса, но стоит только изменить границы населенного пункта и вот уже часть земель попадают в данную категорию.

Сельскохозяйственные земли даже после своего перевода в другую категорию могут сохранить общую принадлежность к этой категории согласно своему общему признаку пригодности для сельскохозяйственной деятельности.

Не стоит полагать, что такие земли относятся к ничейным либо же к бесхозным. Они не являются объектом собственности физических и юридических лиц, но включены в категорию государственного владения. На них происходит процесс распределения государственного управления земельных участков.

Подобные земли запаса находятся под протекторатом распорядительных органов, а также районных исполнительных органов. Подсчет земель запаса проводится в процессе процедуры ведения государственного земельного кадастра, то есть происходит общее распределение земель запаса и по большей степени оно заключается в предоставлении для них разнообразных целей с учетом общей пригодности.

Согласно действующему законодательству, не были закреплены ограничения по предоставлению общих земель запаса. Они могут быть представлены каким-либо иным субъектом для достижения целей в частное владение, наследуемое имущество или же постоянное использование.

В таких ситуациях необходимо осуществить перевод земель запаса в нужную категорию. В законе не прописан срок пребывания угодий в составе земель запаса. Именно поэтому может возникнуть неясность относительно временной эксплуатации земельных наделов.

Согласно общепринятому регламенту перевода территории из одной категории в другую, каждый из этих нюансов прописан в законе РФ.

Благодаря такому трансферту можно:

  • создавать национальные парки, заповедники и другие объекты естественных образований со статусом охраняемой территории природопользования;
  • пересматривать пограничные участки, которые относятся к региональной и муниципальной собственности, но это возможно только в случае появления иных административных единиц;
  • приостанавливать общее землепользование в связи с истощением природных ресурсов, к которым относят разные причины (например, неурожайный год);
  • прокладывать коммуникации и возводить сооружения согласно новому строительству, а также осуществление любых процессов реконструкции (строительство дорог, больниц, школ и т. д.);
  • постройка оборонных объектов, согласно общим целям укрепления безопасности не только на территории приграничных районов, но и по всей территории государства – касательно новых полигонов, а также военных городков и т. д.;
  • вовлекать в процесс эксплуатации рудопроявления, которые ранее не были использованы. Это возможно для проведения разведывательных операций, с дальнейшей целью постройки горнодобывающих организаций. На сегодняшний день иные причины не предусматриваются, но такое положение дел сохраняется, согласно закону. Для выполнения операций, касательно передачи территорий из запаса следует руководствоваться федеральным законом, и осуществляется передача таким образом.

Для начала следует подать ходатайство с просьбой о проведении как можно скорее перевода одного участка в другую категорию.

Подобные прошения должны быть представлены в адрес собственника в лице Правительства, с указанием региона в лице представителя административного органа, а также в муниципалитет.

Подача прошения осуществляется в процессе подготовки, благодаря которой проводят передачу справок и документов. Они подтверждают законность этой просьба, а также пакета бумаг о дальнейшем использовании земель запаса в целях, которые были заявлены.

Согласно установленному сроку, рассматривается собранный пакет документации и только потом осуществляется выезд комиссии на земельный участок с принятием дальнейшего решения о переводе земель, либо же отказе. Это излагается в виде общего Постановления административного органа.

Положительное решение позволяет провести все необходимые действия, благодаря которым будут внесены изменения в регистрационные, а также учетные документы на разрешенный участок.

Подобные земли резерва не могут быть использованы до момента проведения этой операции без общего нарушения права. Их также нельзя продать или передать иным организациям и гражданам.

После того, как будет проведен процесс оформления согласно законному образу перевода в иную категорию, любые запреты будут сняты, но только в том случае, если было соблюдено правило использования согласно установленным целям.

Источник: http://UrOpora.ru/zemlya/chto-znachit-neispolzuemye-zemli-zapasa.html

60. Правовой режим земель запаса. Соотношение земель с фондом перераспределения земель

Понятие «земли
запаса» и их правовой режим

Землями запаса
являются все земли, находящиеся в
государственной или муниципальной
собственности и не предоставленные
гражданам и юридическим лицам, за
исключением земель фонда перераспределения
земель, формируемого для сельскохозяйственного
производства (ст. 103 ЗК РФ).

Такое понятие дает
нам основание подразделять земли запаса
прежде всего на государственные и
муниципальные, а государственные земли
запаса в свою очередь можно подразделять
на земли федерального запаса и земли
запаса субъектов Российской Федерации.
Такое подразделение объясняется фактом
реального существования земель запаса
на территориях, находящихся в ведении
Российской Федерации, ее субъектов и
даже на поселенческих территориях,
отнесенных к ведению муниципальных
образований.

Понятие «земли
запаса», сформулированное в ст. 103 ЗК,
содержит двусмысленную оговорку, «за
исключением земель фонда перераспределения,
формируемого в соответствии со ст. 80
настоящего Кодекса». Становится не
вполне ясно, откуда исключается фонд
перераспределения, из земель запаса
или из земель, не предоставленных
гражданам и юридическим лицам.

Регулирование
фонда перераспределения в самостоятельной
статье Земельного кодекса РФ и
исчерпывающий перечень оснований для
его формирования только из земель
сельскохозяйственного назначения
свидетельствуют о самостоятельности
фонда перераспределения земель как
правовой категории, которую не следует
отождествлять с землями запаса. Этот
фонд имеет самостоятельный правовой
режим, определяющий, в частности, правила
его использования.

В
отличие от фонда перераспределения,
который может использоваться только
для ведения сельскохозяйственного
производства, создания защитных
насаждений, научно-исследовательских,
учебных и иных, связанных с
сельскохозяйственным производством
целей (ст. 78 3К РФ),использование
земель запаса допускается после перевода
их в другую категорию
.

Значительное
количество земель запаса сосредоточено
в отдаленных, малоосвоенных районах
Российской Федерации (на Дальнем Востоке,
в Сибири и др.). Кроме того, земли запаса
имеются также во всех районах европейской
части России.

Они могут переводиться
во все предусмотренные земельным
законодательством категории для
использования в целях развития разных
отраслей экономики и предоставляться
гражданам и юридическим лицам в порядке,
установленном земельным законодательством.

Как правило, земли
запаса — это территории земельной
поверхности, в силу каких-либо обстоятельств
не использующиеся в хозяйственной
деятельности.

Нахождение в запасе —
это «время ожидания своего часа», которое
наступит, когда обществу для его
многоцелевых нужд станут необходимы
свободные земли. Территориальное
размещение земель запаса является
переменной категорией.

Площадь земель
запаса в силу различных оснований
периодически уменьшается либо иногда
возрастает.

Будучи
временно невостребованными для
хозяйственной деятельности либо
гражданского оборота, земли запаса не
могут считаться ничейными, бросовыми
.

У них имеется собственник — Российское
государство в целом либо отдельный
субъект Федерации или муниципальное
образование.

Это означает, что данные
земли граждане и юридические лица не
могут занимать без надлежащих правовых
оснований, т.е. самоуправно.

Между тем на
практике земли запаса нередко используются
временно, случайными пользователями,
например гражданами, проживающими на
соответствующей территории.

Местные
органы власти мирятся с этим, поскольку
земельные участки не используются под
капитальные сооружения. Огороды же,
которые на них традиционно располагаются,
не создают у местных органов каких- либо
хозяйственных проблем.

Если земельный
участок потребуется для государственных
или муниципальных нужд, то он занимается
без возмещения затрат нелегальным
пользователям.

Фактическое занятие
и использование земель по законодательству
признается административным правонарушением
и не может рассматриваться как основание
для правообладания земельным участком.

Нарушители, помимо привлечения к
установленным видам юридической
ответственности, не приобретают права
на возмещение затрат, произведенных в
результате самовольного использования
земель запаса (п. 2 ст.

76 ЗК РФ).

Земли запаса,
являясь государственной или муниципальной
собственностью, подлежат государственному
земельному учету. Сведения о них заносятся
в кадастровую документацию. С заявлением
об их учете должны обращаться
государственные или муниципальные
органы, в введении которых находятся
названные земли.

Не могут считаться
землями запаса участки, собственники
или законные пользователи которых
оставили их без надзора и использования,
продолжая являться законными
правообладателями по земельно-кадастровой
документации. Лишь после того как в
названную документацию будут внесены
соответствующие изменения об отказе
от земельного участка, он может быть
зачислен в состав земель запаса.

Земли запаса как
временно не используемые для хозяйственной
деятельности участки по этому признаку
сходны с землями, исключенными из
хозяйственного оборота в целях их
консервации. Но этим их сходство
исчерпывается.

Консервация земель,
или их временное исключение из
хозяйственного оборота, осуществляется
для предотвращения развития и устранения
процессов деградации почв, восстановления
их плодородия и реабилитации загрязненных
территорий.

Однако земли, выведенные
из хозяйственного оборота в результате
консервации, сохраняются за их
собственниками, землепользователями,
землевладельцами (при создании ими
необходимых условий для восстановления
деградированных сельскохозяйственных
угодий и загрязненных земель) либо
переводятся в запас (Положение о
консервации земель с изъятием из оборота,
утвержденное постановлением Правительства
РФ от 2 октября 2002 г. № 830). Недеградированные
земли запаса имеют иную судьбу.

Земли запаса
находятся в ведении местных органов
самоуправления.

Они ведут учет земель
данной категории, следят за их охраной,
предупреждают местных жителей о сроках
перевода земель запаса в другие категории
земель в целях интенсивного использования
для государственных и муниципальных
нужд.

С этого момента решается вопрос
о переводе земель запаса в соответствии
с их разрешенным использованием в другую
категорию по правилам земельного
законодательства (ст. 8 ЗК РФ).

  • Земли запаса
  • К землям
    запаса
     относятся
    земли, находящиеся в государственной
    или муниципальной собственности и не
    предоставленные гражданам или юридическим
    лицам, за исключением земель фонда
    перераспределения земель, формируемого
    в соответствии со статьей 80 Земельного
    кодекса.
  • Использование
    земель запаса допускается после перевода
    их в другую категорию, за исключением
    случаев, если земли запаса включены в
    границы охотничьих угодий, и иных
    предусмотренных федеральными законами
    случаев.

Правовой режим
земель запаса принципиально отличается
от правового режима земель иных категорий.

В отличие от земель сельскохозяйственного
назначения, поселений, промышленности
и иного специального назначения и других
есть земли, которые никому не предоставлены
для использования. Это земли, целевое
назначение которых еще не определено.

Это один из критериев определения земель
данной категории. Такими землями являются
земли запаса, которые земельное
законодательство выделяет в качестве
отдельной категории земель.

Будучи исключенными
из сферы хозяйственной эксплуатации и
оборота, данные земли не могут считаться
ничейными, бесхозными и т. п., поскольку:

1) они продолжают
числиться в земельно-кадастровой
документации, где относительно объективно
закреплена вся необходимая правовая,
экономическая и хозяйственная информация
о них;

2) земли запаса
недопустимо самовольно занимать,
совершать с ними сделки, которые законны
лишь при наличии регистрации их в местной
администрации;

3) в отношении этих
земель, как и земель, находящихся в
собственности, пользовании, обороте и
т. д., государственные органы планируют
и составляют программы повышения
плодородия, охраны и иные мероприятия,
осуществляемые в любом цивилизованном
государстве.

  1. Государственные
    органы (местная администрация) обязаны
    держать на учете эти земли, как перспективу
    обеспечения людей, желающих вести
    хозяйство на земле, и для организаций,
    нуждающихся в получении земли для других
    целей.
  2. В определенной
    мере правовой статус земель запаса
    имеет сходство с землями консервируемыми,
    а также исключенными из хозяйственного
    оборота.
  3. Однако при глубоком
    сравнении оказывается, что правовой
    статус этих земель различен, поскольку:
  4. 1) под землями
    запаса подразумеваются земельные
    участки, пригодные для использования
    по целевому назначению, в то время как
    деградированные и исключенные из
    сельхозоборота земли для использования
    не пригодны;
  5. 2) земли запаса
    находятся в ведении местных администраций,
    в то время как законсервированные и
    деградированные земли находятся под
    дополнительным контролем со стороны
    государственных органов, ответственных
    за экологическую безопасность государства;
  6. 3) для включения
    законсервированных и деградированных
    земель в хозяйственный оборот необходимо
    проведение специальных мероприятий,
    возможно, длительное время, в то время
    как для земель запаса подобных мероприятий
    не требуется.

Не могут считаться
землями запаса и бросовые земли,
собственники (да и другие пользователи
земель) которых остаются еще по кадастровой
документации титульными владельцами
этих земель.

Лишь после того, как в
документацию будут внесены изменения
и произойдет фактическая сдача угодий
представителю местной администрации,
данные угодья можно относить к числу
земель запаса, распространяя на них
режим свободного хозяйственного оборота.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6702383/page:71/

Ссылка на основную публикацию